Причина многозначности символа: 1. Если означаемое и означающее - это структура, то смысловое соотношение между ними в одинаковой степени распространяется как на всю целое, так и на отдельные компоненты, порождая бесконечный ряд символических значений. В символе "заложена возможность возникновения бесконечного ряда единичных проявлений той общности, из которой состоит символ". (Лосев, 166)
2. Означающее - один из компонентов экстралингвистической реальности, поэтому смысловое соотношение означаемого и означающего будет распространятся и на предметы, связанные с означающим косвенно а) на основе метонимии; б) на основе метафоры; Символ "приобретает способность к постоянному смысловому углублению и обогащению".(с. 339). Свеча - огонь; солнце, молния, звезды - небесный огонь (метафора); золото - огонь (метафора по цвету и блеску), змей - огонь (метонимия: змей извергает огонь)
3. Если означающее - субъект или объект, участвующий в каком либо действии, явлении, состоянии, то смысловое отношение распространяется и на действие. Например, об огне: гореть ровно ярким пламенем - счастливая жизнь, здоровье, а гореть слабо, затухать - болезнь, даже смерть (Афанасьев 1, 180; 3, 199). Отсюда рождается примета, например: если у жениха или невесты погаснет под венцом свеча, то это предвещает или несчастье в семейной жизни, или даже смерть одного из молодожен (Афанасьев 3, 199).
Вывод: символ не просто семантическое соотношение означаемого и означающего, но порождающая модель, которая воспроизводит, копирует это семантическое отношение не только на всю систему, но и на её элементы, а также все, что прямо или косвенно имеет к ней отношение.
Пример
Огонь 1) жизнь
2) душа, в том числе душа усопшего (Афанасьев, 3, 197)
3) страсть (-, +), в том числе любовь (метонимия) (Афанасьев, 3, 197)
Солнце (= небесный огонь, метафора):
1) жизнь (Афанасьев 1, 179)
2) зрение, очи: отсюда и солнце, и огонь - символы зрения (ср.: сказочный мотив освещающего дорогу черепа с горящими глазами (Афанасьев, 1, 165); выражение о горящих глазах, выражающих страсть).
Семантическая структура символического сюжета.
1. Как модель, "символ есть принцип порождения действительности" (Лосев, 166-167).
2. Сон - символическая действительность. Его следует рассматривать как один сложный символ. Внешне это система чувственных образов (означающее), сам выбор и соотношение которых символично.
3. Система чувственных образов изоморфна семантической структуре символической идеи (разгадке сна). Принципом организации системы чувственных образов является пространственно-временной континуум, который, очевидно, играет главную роль в расшифровке сна.
4. Символическая действительность организована рядом опорных символов. Они подобраны таким образом, что организуют пространство и сюжет сна: снег, лес, ручей, мост, избушка, медведь. В результате мы имеем следующее: Татьяна, перейдя мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина. Таково пространство и сюжет сна.
5. Символическая реальность имеет множество деталей, имеющих прямое или косвенное отношение к опорным символам. Значение опорных символов распространяется также и на них.
6. Для определения значения символа необходим контекст, так как в разных контекстах одно и то же означающее приобретает различные значения. В "Евгении Онегине" таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика. Гадания на святки непосредственно опираются на эту символику, о чем не раз писали многие фольклористы. Контекстом можно назвать и функциональную направленность сна, который призван 1) раскрыть внутренний мир самой героини и того, на кого она гадает (то есть Онегина); 2) рассказать о событиях будущего, имеющих непосредственное отношение к судьбе героини.