Смекни!
smekni.com

Сказание о Борисе и Глебе (стр. 3 из 3)

В русском Прологе помещено несколько текстов о Борисе и Глебе. Прежде всего, это четыре варианта краткого проложного жития Бориса и Глеба: 1-й - извлечение из Лп (в том ее виде, в каком она читалась в Начальном своде) с вставками из Чт; 2-й и 3-й - восходят к С., 4-й источник не ясен. Это Житие помещается в Прологе под 24 июля; 5 сентября - статья об убиении Глеба (в нескольких вариантах); 2 и 20 мая - статья о первом (в 1072 г.) и втором (в 1115 г.) перенесении мощей Бориса и Глеба; 11 августа - статья о перенесении мощей святых из Вышгорода в Смоленск на Смядынь в 1191 г.

Кроме проложных статей о Борисе и Глебе, в Паремийник (сборник церковно-служебных назидательных чтений) включено чтение Борису и Глебу. Паремийное чтение Борису и Глебу делится на 4 редакции, составлено оно было в конце XI - нач. XII в. Последний его исследователь считает, что оно восходит к общему с Лп источнику. Паремийное чтение пользовалось большой популярностью у древнерусских писателей: заимствования из него имеются в Повести о житии Александра Невского, в Летописной повести о Мамаевом побоище, в Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, в Сказании о Мамаевом побоище, в Повести о начале Москвы и об убиении Даниила Суздальского.

Есть похвальное слово Борису и Глебу, которое, по-видимому, было составлено для ВМЧ. Текст, имеющий в древнерусской рукописной традиции заглавие: Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба и Месяца майя въ 2 день. Слово похвальное на пренесение святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочий не враждуют на братию свою - самостоятельный литературный памятник второй половины XII в., называемый в истории древнерусской литературы Словом о князьях.

Имеются церковные службы святым Борису и Глебу. Предполагается, что первоначальный вариант церковной службы был составлен в первой половине XI в. киевским митрополитом Иоанном (если принять гипотезу А. Поппэ о времени возникновения культа Бориса и Глеба, то эта точка зрения требует пересмотра). Окончательный вид служба приобрела не позже XV в.

Сохранилось несколько лицевых списков С., из которых самый ранний и наиболее интересный - Сильвестровский сборник. Велика иконография Бориса и Глеба. Попытки уточнить время создания произведений Борисо-Глебского цикла и характер соотношения этих произведений на основе данных миниатюр и иконографии, как весьма убедительно показал А. Поппэ, удачными признаны быть не могут.

Список литературы

Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. Миниатюры Сказания о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сборника. ИОРЯС, 1910, т. 15, кн. 3, с. 1128 (отд. отт.: СПб., 1911)

Алешковский М. Х.:1) Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971; 2) Русские глебоборисовские энколпионы 1072-1150 гг. Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972, с. 104125;

Алпатов М.В. Гибель Святополка в легенде и в иконописи. - ТОДРЛ, 1966, т. 22, с. 1823

Атаджанян И. А. Русское Сказание о Борисе и Глебе и армянские Четьи-Минеи. Ереван, 1969

Б [утков] П. Разбор трех древних памятников русской духовной литературы Современник, 1852, т. 32, 4, отд. 2, с. 85106

Бенешевич В. Н. Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе. ИОРЯС, 1909, т. 14, кн. 1, с. 201236

Бугославский С. А. Святые князья Борис и Глеб в древнерусской литературе, ч. 2. Тексты. Киев. унив. изд., 1915, ноябрь-декабрь, с. 116 (Прибавления); 1916, апрель, с. 1764; май-июнь, с. 6596; июль-август, с. 97128; сентябрь-октябрь, с. 129144; 1917, январь-февраль, с. 145168

Бугославский С. А.: 1) Отчет о занятиях в библиотеках Москвы, С.-Петербурга и с. Поречья (гр. Уваровых): (Август-октябрь 1912 г.). Киев. унив. изв., 1913, октябрь, с. 152 (отд. отт.: Киев, 1913); 2) К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора. ИОРЯС, 1914, т. 19, кн. 1, с. 131186; кн. 3, с. 153191; 3) К литературной истории Памяти и похвалы князю Владимиру. ИОРЯС, 1925, т. 29, с. 105159; 4) Литературная традиция в северо-восточной русской агиографии. Статьи по славянской филологии и русской словесности: Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928, с. 332336; 5) Жития. История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1, с. 315332

Бугославский С. Украïно-руськi пам'ятки XI-XVIII вв. про квязiв Бориса та Глiба: (Розвiдка й текста). у Kиiвi, 1928

Васильев В. История канонизации русских святых ЧОИДР, 1893, кн. 3 (166), с. 6367

Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор. - ТОДРЛ, 1957, т. 13, с. 1156

Голубинский. История канонизации, с. 4349; Пономарев А. Борис и Глеб. - - ПБЭ, т. 2, с. 954968

Голубовский П. В. Служба святым мученикам Борису и Глебу в Иваничской минее 15471579 гг. ЧИОНЛ, 1900, кн. 14, вып. 3, отд. 2, с. 125164

Гусев П. Л. Новгородская икона свв. Бориса и Глеба в деяниях. ВАИ, СПб., 1898, т. 10, с. 86108

Еремин И. П. Сказание о Борисе и Глебе. В кн.: Ерёмин И. П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л., 1966, с. 1827

Житие святых мучеников Бориса и Глеба: 1) По харатейному списку XII в. С 2 литографированными снимками и предисловием О. М. Бодянского. 2) По харатейному же списку XIV в. С литографированным снимком. - ЧОИДР, 1870, кн. 1, январь-март, отд. : с. IXVII (Предисловие), с. 131 (текст Успенского списка), с. 117 (текст Чудовского списка);

Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подг. к печати Д. И. Абрамович. Пгр., 191R (реприпт: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen und liturgischen Dichtungen über die heiligen Boris und Gleb. München, 1 (Slavische Propyläen, Bd 14))

Изд.: Макарпи, архим. Три памятника русской духовной литературы XI в. Христ. чт., 1849, ч. 2, с. 301315 (статья); с. 377407 (тексты)

Ильин Н. М. Летописная статья 6523 года и ее источник: (Опыт анализа). М., 1957

Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (11-13 вв.). Пгр., 1922, с. 118127

Каргер М. К. К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде. Тамже, 1952, т. 16, с. 7786

Левитский Н.: 1) Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные: (По поводу мнения проф. Соболевского). Христ. чт., 1890, ч. 1, 34, с. 370 421; 56, с. 687740; ч. 2, 78, с. 147174; 9-10, с. 318368; 2) Несколько слов по поводу заметки проф. Соболевского. Там же, ч. 2, 1112, с. 677688

Лесючевский В. И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства. Сов. археол., 1946, т. 8, с. 225247

Лихачев Н. П. Лицевое житие святых благоверных князей русских Бориса и Глеба: По рукописи копца XV столетия [СПб. ], изд. ОЛДП, 124, 1907

Лопарев Х.М. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: Неизданный памятник литературы XII в. (ПДП, 98), СПб., 1894

Мü11еr L.: 1) Studien zur altrussischen Legende der heiligen Boris und Gleb. Zeitschrift für slavische Philologie, 1954, Bd 23, S. 60 77; 1956, Bd 25, S. 329-363; 1959, Bd 27, S. 274-322; 1962, Bd 30, S. 14-44; 2) Neuere Forschungen über das Leben und die kultische Verehrung der heiligen Boris und Gleb. Opera Slavica, Göttingen, 1963, t. 4, S. 295317

Макарий. История русской церкви, 2-е изд. СПб., 1868, т. 2, с. 144151; Владимирский Н. Несколько слов о Прологе, памятнике древнерусской письменности, и несколько литературных вопросов из древнейшей эпохи нашего просвещения. Учен, зап. Казан, унив., 1875, кн. 5, с. 851883

Никольский. Повременной список, с. 4858, 253289

Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 2. Славянорусский Пролог. Ч. 1. Сентябрь-декабрь. / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896, с. 34

Поппэ А. В.: 1) О роли иконографических изображении в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе. ТОДРЛ, 1966, т. 22, с. 2445; 2) Opowieść о męczeństwe i cudach Borysa i Gleba. Okoliczności i czas powstama ulworu. Slavia Orientalis, 1969, rocz. 18, N 3, s. 267292; N 4, s. 359382; 3) О времени зарождения культа Бориса и Глеба. Russia Mediaevalis. München, 1973, t. .1, с. 629

Серебрянский Н. Заметки: Тексты из псковских памятников. - Тр. Псков, церковн. ист.-археол. комитета. Псков, 1910, т. 1, с. 153175

Серебрянский. Княжеские жития, с. 81107 и Тексты, с. 2747;

Сказание о Борисе в Глебе / Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. ПЛДР. Начало русской литературы: XI - нач. XII в. 1978, с. 278303, 451456.

Смирнова Э. С. Отражение литературных произведений о Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи. ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 312327

Соболева Л. С. 1) Паремийные чтения Борису и ГАтрибуция [Страсти по Лермонтову]

Соболевский А. Память и похвала св. Владимиру и Сказание о свв. Борисе и Глебе: (По поводу статьи г. Левитского). Христ. чт., 1890, ч. 1, 56, с. 791804

Срезневский И. И. Древние жизнеописания русских князей XXI века. Там же, с. 113130 (Дополнения там же, с. 157164)

Срезневский И. И. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в. СПб., 1860

Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове мнихе академика П. Г. Буткова. ИпоРЯС. СПб., 1853, т. 2, с. 8195

Успенский сборник XII-XIII вв. / Изд. подг. О. A. Kнязевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971; с. 4271

Шахматов А. А. 1) Разыскания, с. 2997; 2) Повесть временных лет. Пгр., 1916, т. 1. Вводная часть; Текст; Примеч., с. LVIILXXVII

Эмин Н. О. Сказания о святых Романе и Давиде по армянским Четьим-Минеям. Рус. арх., 1877, кн. 16, 3, с. 274288 (то же в кн.: Переводы и статьи Н. О. Эмина по духовной армянской литературе (за 18591882 гг.): апокрифы, жития, слова и др. М., 1897, с. 150155)