Одним из древнейших русских произведений, посвященных разработке этой традиционной в политической мысли темы, является «Слово о полку Игореве». Вероятно, оно написано светским человеком, и современные исследователи полагают, что автор был черниговцем по своему происхождению, а по социальному положению дружинником княжеского дома Оль-говичей и даже скорее всего — самого князя Святослава Черниговского. Родился он предположительно в Путивле (ок 1139-1140). Автор «Слова» занял независимую патриотическую позицию, которая выражала интересы всего народа3. В своем произведении он практически рассмотрел все основные политические идеи эпохи.
Причиной и поводом создания «Слова» послужила гибель дружины Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году в легендарной битве на реке Каяле. Автор осуждает князя Игоря за несовместные и несвоевременные действия, приведшие к гибели его дружины Новгород-Северский князь вступил на границу «поля половецкого», когда на него никто не нападал, без нужды ее пересек, оставив свою землю далеко «за холмом» и в результате погубил свое войско (погрузил силу русскую «на дно Каялы»). Князь Игорь действовал неосмотрительно, поэтому его действия осуждают не только соотечественники, но «охудшают» их даже и иноземные гости. Сравнивая успешные антиполовецкие походы XI-XII вв с поражением 1185г., автор «Слова» призывает князей прекратить раздоры и совместно выступить «за обиду сего времени», наглядно показывая, сколь тяжелы последствия крамолы: «Возстенал, братцы, Киев от печали, а Чернигов от напасти; разлилась тоска по всей русской земли; тяжкая печаль постигла русских людей Князья между собой враждовали, а нечестивые рыскали по русской земле и брали дань...»1. Прежние князья воспринимаются как образец для подражания современным Автор не раз подчеркивает, что княжеские усобицы несут гибель простым людям Русская земля становится добычей «поганых», лежит в разорении и запустении, и на ней лишь каркают вороны, деля трупы убитых.
Историческим идеалом автора «Слова» является наиболее хронологически близкое время княжения Владимира Мономаха, а сам князь Владимир рассматривается как образ традиционного идеального правителя.
Современный Черниговский князь Святослав также представлен традиционно. Он грозен и «страшен всем», обладает сильным войском, которого боятся все («от мечей его все трепетали»); известен во многих других странах («Во дворце Свя-тославовом.. и немцы, и венециане.. и греки и моравы...»). В этом собирательном типе, составленном из наиболее привлекательных характеристик, показано, какие большие силы могут быть сосредоточены в руках Великого князя, он может и Волгу веслами «раскрошить», и Дон «шеломами вычерпать», и стрелами преградить дорогу, и железными воротами закрыть путь на Русь. У Великого князя большое и могучее войско («он многовоий»), но сила эта необходима ему только для того, чтобы отражать врагов Мирная ориентация «Слова о полку Игореве» очевидна Его автор призывает лишь к оборонительным действиям и, напротив, не сочувствует завоевательным походам, как это было в случае с князем Игорем, который без нужды оказался «за холмом» (Здесь в смысле за рубежом своего отечества — Н.3.).
Однако автор понимает, что время полного единодержавия миновало, поэтому он ограничивается призывами к подчинению Киевскому князю, которому он приписывает функции общерусского руководства. В соответствии с традициями автор «Слова» законной считает только такую власть, которая приобретается «не победными жребии» и не военными успехами, а законным путем. Также традиционно он утверждает обязанность правителей заботиться о подданных, что прежде всего означает обеспечение безопасности пахарю, возделывателю земли, мирной жизни.
Однако утверждаемый автором политический идеал исторически был уже исчерпан. Страна стояла на пороге больших потрясений.