Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные), общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.
· Право на жизнь
· Право на свободу и личную неприкосновенность
· Право на достоинство личности
· Право на неприкосновенность частной жизни
· Право на неприкосновенность жилища
· Право на национальную и культурную самоидентификацию
· Свобода совести и свобода мысли
· Свобода передвижения и выбора местожительства;
· Свобода выбора национальности и языка общения
· Право на судебную защиту
· Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
· Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции).
· Свобода слова (свобода информации)
· Право на гражданство
· Право на объединение (свобода союзов)
· Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
· Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
· Право на участие в отправлении правосудия
· Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
· Свобода средств массовой информации
· Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
· Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
· Право на частную собственность
· Трудовые права (право на труд и свободу труда)
· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
· Право на социальное обеспечение
· Право на жилище
· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
К культурным правам относятся:
· Право на образование
· Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
· Право на участие в культурной жизни
· Академические свободы
· Право на благоприятную окружающую среду
Общие принципы:
· Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;
· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);
· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Рассмотрев теоретический аспект данной темы, мы видим, что права человека имеют сложную структуру. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.
§ 3. Развитие и обеспечение прав человека в России
Из того что мы уже рассмотрели выше, мы знаем, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в современном их понимании, возможно только в демократическом гражданском обществе и правовом государстве. Весьма значим, тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и другое – является основополагающим путем создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.
Статья 1 (ч.1) Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ 6 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Этот факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Рассмотрим основные причины трудностей формирования правового государства и обеспечения прав человека в России.
Первая и основная трудность – это сами исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Россия - страна, в которой господствовал системоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получили широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII-XVIII веках и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII века. К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, с безграничной верой в «доброго царя».
Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Существенное значение имеют идеи французских и английских мыслителей, повлиявших на конституционные проекты декабристов. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.
Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от всей Европы, что играло существенное значение в ее международном статусе.
Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».