Однако Брэдбери не просто нажал кнопку “назад в прошлое” вместо кнопки “вперёд в будущее”. Он выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил новый фантастический эксперимент: а что если бы человек попал в прошлое? Что если бы своим появлением он что-то изменил в мире прошлого? Как бы это повлияло на будущее?
Эти вопросы писатель задаёт неспроста. Он никогда не забывает о том главном, что узнал от своих старших родственников по жанру — Жюля Верна и Герберта Уэллса: “Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали”.
В результате фантастического эксперимента читатель должен усвоить два урока — явный и скрытый.
Явный урок говорит о том, чего не надо делать. Брэдбери предупреждает читателей об опасности, грозящей всем людям: “Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его”. Охотник-любитель Экельс, вернувшись на миллионы лет назад, чтобы поохотиться на динозавров, невольно раздавил одну маленькую бабочку. И что же? Этого ничтожного происшествия хватило, чтобы вызвать печальные последствия для человеческого общества XXI века. Брэдбери предлагает читателю пугающее уравнение: если смерть одной бабочки может так повлиять на будущее, то как же повлияют на него дурные дела современного человека — уничтожение целых видов животных, вырубка леса, загрязнение атмосферы и многое, многое другое!
Скрытый урок говорит о том, каким надо и каким нельзя быть человеку перед лицом будущего. Надо быть таким, как охотник-профессионал Тревис, — не только осторожным, но и смелым. Нельзя быть трусом — таким, как охотник-любитель Экельс. Именно в человеческой трусости Брэдбери и видит угрозу будущему. Читатель сталкивается с ещё одним уравнением: вот как минутная трусость одного человека отразилась на ходе истории — подумай, что будет, если струсишь ты?
Фантастические эксперименты Брэдбери учат читателя личной ответственности перед будущим, перед историей.
Но не только. Ещё важнее, что они учат изумляться миру, в котором мы живём, и мечтать о будущем.
Цитата
Брэдбери: “Мы — невозможность в невозможной вселенной”; “Фантастика — это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей”.
Вопросы и задания к рассказу Брэдбери “И грянул гром”
Проследите за тем, как нарастают страх и смятение Экельса.
Только ли это страх перед динозавром? Чего ещё боится Экельс?
Основная идея рассказа — идея ответственности человека перед историей. Как автор внушает читателю эту идею? Каждый шаг человека может до неузнаваемости изменить жизнь планеты — почему?
Какие чувства автор и герои испытывают перед динозавром? Выражает ли автор восхищение перед динозавром? Если да, то почему?
Какие последствия повлекла за собой гибель бабочки? Что произошло с миром, в какую сторону он изменился?
Почему погибает именно бабочка?
Подсказка: а что станет с миром, если из него уйдёт красота?