Женский характер — полная противоположность. У женщины, которая полюбила, нет выбора: она сознаёт своё право требовать “всего человека”, готова сама без остатка отдать себя любимому человеку. Это как раз то, от чего бежит мужчина. Он готов быть рабом безудержной безответной страсти, но не способен раствориться в любви.
В повести «Ася» главная героиня говорит: “А я хотела бы быть Татьяной”. То есть быть женщиной искренней и решительной в любви. Но она от рождения уже такая. В ней есть та природная бессознательная мудрость, дарующая возможность быть самой собой и делать то, что ей свойственно. У неё есть характер и воля. Она — целостная натура, в точности повторяющая образ пушкинской Татьяны.
Как и Татьяна, героиня повести первой делает бессознательный шаг навстречу счастью и получает во многом сходный с онегинским охлаждающий ответ. “Что мы делаем! Ваш брат... ведь он всё знает. Я должен был ему всё сказать”. Вот он, аналитический разум мужчины, доставляющий столько несчастья. Он лишает мужчину возможности действовать бессознательно, опираясь только на чувство. В самый ответственный в жизни момент возникает страх за своё я, страх потерять независимость.
Что говорит Гагин Асе? “Вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас всё высказывать вашему брату? Теперь всё пропало, всё”. Это отречение от любви. Вся ответственность за сложившуюся ситуацию оказывается на хрупких плечах возлюбленной девушки. Она виновата в том, что полюбила, виновата, что не смогла удержать нахлынувшее чувство в себе. Герой говорит “вашу тайну”, себя к этой тайне любви не приобщает. Он желает отстраниться от этой любви. Опять желание остудить чувства юной возлюбленной души. “Вы имеете дело с честным человеком — да, с честным человеком”. Он буквально повторяет слова Онегина о том, что не хочет пользоваться её юностью, как мог бы воспользоваться этим какой-нибудь Дон Жуан. В этих словах оправдание неспособности отказаться от своей независимости.
Трагедия героя повести, как и многих других, в том, что в сложившейся ситуации он видит себя “нравственным обманщиком”. Поступи герой бессознательно, не обдумывая свой шаг, всё могло быть по-другому. Ведь вначале природа взяла верх: “О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я нагнулся и приник к её руке...” Но логика взяла верх. Как и в «Евгении Онегине», происходит столкновение эгоизма с культом пламенных чувств. За поступками героя повести проглядывается хорошо известный девиз Евгения: “Любите самого себя”. В обществе нельзя вести себя свободно, естественно. Необходимо быть холодным со всеми. Все свои чувства и эмоции необходимо хранить в себе. Опять звучит “светская отповедь”, обрекающая героев на несчастье. Расколотая воля даёт себя знать. С раздвоенной душой счастья не видать.
Но вся сила эгоизма героя сконцентрировалась в другой фразе: “Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...” Во всём виновата молодая влюблённая душа. Она влюбилась, а у героя чувство начинало только лишь “созревать”. Здесь срабатывает особый характер мужской любви: без надежды на счастье. Безответная, безнадёжная страсть, делающая человека несчастным. Как ни странно, но, оказавшись именно в такой ситуации, мужчина познаёт счастье любви. Потому что только тогда он способен почувствовать её силу. “Я повторял сто раз, что я её люблю, я клялся никогда с ней не расставаться; я бы дал всё на свете, чтобы опять держать её холодную руку, опять слышать её тихий голос, опять видеть её перед собой...” Именно так резко меняется поведение героя в повести после решающего разговора. Все мосты сожжены, и герой познаёт любовь. Вот странность мужского характера. Когда до “истинного счастья” всего один шаг, мужчину это не устраивает, но как только взаимность невозможна, он обретает блаженство.
Онегин и Татьяна, Рудин и Наталья, господин Н.Н. и Ася — всё это картина неразрешимого противоречия мужского и женского характеров. Раздвоенная несчастная мужская душа с расколотой волей, постоянно отказывающаяся от своего счастья и бессознательная мудрость женщины, “разделяющей с природой целостную от рефлексии волю”. Излишняя самокритика и детальный анализ всего и вся, проистекающие из эгоизма, — вот что мешает мужчине быть поистине счастливым, вот в чём причина несчастья навек.