Смекни!
smekni.com

Уроки царя Эдипа (стр. 3 из 3)

Вот здесь-то и обнаруживается настоящая беда. Если бы мы в самом деле могли сделаться невинными существами, впасть в природное, животное состояние, так сказать, обнулиться! Но человек по сути своей существо иноприродное, не естественное. Поэтому как бы он ни притворялся животным, на деле он не в состоянии полностью стать им. Если бы Эдип последовал совету Иокасты и сохранил, так сказать, невинность незнания, вероятно, видимость семейного довольства и счастья была бы спасена. Вот только чума бы осталась, поскольку её первопричина не устранена.

Конечно, не замедлили бы найти козла отпущения (он уже и намечен — это Креонт). Его изгнание, однако, не привело бы к прекращению эпидемии, и потребовались бы более решительные меры. Мы уже отмечали — непризнание своей вины делает других лжецами и преступниками. Должно быть, заговор имел разветвлённые корни. Нужно проводить дополнительное расследование, казнить мнимых врагов, усиливать полицейскую службу, распространять систему доносчиков. Но мор-то всё равно таким образом не остановить. И до тех пор, пока человек не пожелает осознать и принять свою личную вину, чума будет продолжаться.

В итоге пришлось бы пересажать половину города или объявить о победе над болезнью, под страхом кары запретив упоминать о случаях смерти. Всё это мы, кажется, в нашей истории уже проходили. Наконец зараза добралась бы и до семьи царя, и до него самого.

—Ну что, вы и теперь предлагаете не доискиваться до истины?

—Не знаю. Но почему за всех должен отвечать я? И потом, пока до тебя доберётся болезнь, ещё пожить успеешь. А так, если узнать правду — сразу конец.

—И вас устраивает жизнь в чумном городе, жизнь на гноище, где процветает предательство, где вы, приспосабливаясь к обстоятельствам, сами становитесь проводником зла?

—Опять же, зло — понятие относительное. Смотря что в данном обществе принято.

—Значит, вас всё-таки нет? И если женщину бьют, и так принято, вы не вступитесь? И если насилуют ребёнка?

—Наверное, всё-таки вступлюсь. Этого быть не должно.

—А на каком, собственно, основании? Ведь вы же сказали, что зло — понятие относительное и надо примеряться к обстоятельствам?

—Быть может, я не могу подчиниться обстоятельствам до конца? Не знаю, вероятно, нечто существует помимо них. Вероятно, я всё-таки есть.

—Замечательно! Но вы ведь отрицаете героическое усилие, необходимость искать истину.

—Да. Но, быть может, я есть просто так, сам по себе…

—Автоматически?

—Ну, как бы…

—Перечитайте трагедию Софокла внимательнее. Автоматически быть нельзя. Автоматически можно только заткнуть уши и не знать, что происходит на самом деле. Всё противостояние чуме держится лишь героическими усилиями Эдипа.

Таким образом, по Софоклу, каждый человек стоит перед альтернативой: либо искать истину, рискуя разоблачить самого себя и обречь тем самым на невыразимые муки, либо, закрыв глаза, жить в чумном городе, где всё смердит и разлагается. Гуманизм в его современном понимании слишком озабочен счастьем и удовольствиями, извлекаемыми индивидом из жизни, противопоставляя их горю и страданию. Он не замечает, что человеческое существование протекает на самом деле в совершенно другой плоскости, укладывается в рамки совершенно другого вопроса: быть или не быть. Быть в героическом и благородном противостоянии злу, что невозможно вне страдания, вне риска — или не быть, смирившись с тупой и жалкой участью вола, дожидающегося своей очереди на скотобойню. Но последнее, в сущности, и есть самоубийство.

Примечания

1 Надо честно признать, что у сотен тысяч и миллионов людей просто нет перспектив в рамках общества массового потребления. И до тех пор, пока в отсутствие этих перспектив они тем не менее будут стремиться к благам западного мира, альтернативой может стать лишь наркотик либо уход в виртуал. С моей точки зрения, проблема эта даже не российского масштаба, потому что в рамках общества массового потребления перспектив нет у человечества в целом.

2 В своей знаменитой работе «Духовная ситуация времени» Карл Ясперс писал: “Античность дала фактическое обоснование тому, чем мы на Западе можем быть в качестве людей. В Греции идея образованности была впервые осуществлена и постигнута так, как она с тех пор применяется каждым, кто её понимает. Все великие взлёты человеческого бытия происходили на Западе посредством соприкосновения и размежевания с античностью. Там, где о ней забывали, наступало варварство” (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.358–359). К этому можно лишь добавить, что Россия является такой же наследницей античной цивилизации, как и Западная Европа. Только посредником в данном случае выступал не Рим, а Византия.

3 А трагедия Софокла фактически и говорит о её природной неустранимости. Это, кстати, то, что Библия называет первородным грехом.

4 Если не учитывать такой невероятной возможности, что убийцей Лая является он сам. Но как же её учитывать? Ведь он же уверен в своей невиновности. Как в обыденной жизни каждый из нас.

5 Как это, кстати, похоже на настойчивые поиски врагов, разваливших страну, мешающих вести преобразования!

6 Более того, раз он виновен в заговоре против Эдипа, то не исключено, что брат царицы и ранее пытался захватить корону. Уж не он ли убийца Лая?

7 Ужас перед возможностью стать кровосмесителем в нём столь велик, что первоначально Эдип даже не может назвать её по имени. “Но той… живой ещё… боюсь”, — говорит он о вдове Полиба — Меропе.

8 Кстати, само имя Эдип означает опухшие ноги.

9 Некоторые полагают, что вина его уже в том, что он убил на развилке трёх дорог старика путешественника и его слуг. Но в данном случае Эдип лишь защищался. Его спихнули с дороги. Лай нанёс удар стрекалом в темя. Если бы герой не оказал сопротивления, дело, скорее всего, кончилось бы для него плохо.

10 Напомню, грех пришёл с вкушением Адамом и Евой запретного плода с древа познания. Дело не просто в том, что перволюди нарушили запрет Бога. Дело в том, что они приобрели способность, которую не имеет ни одно животное (и в этом смысле животные невинны), — различать добро и зло, следовательно, осуществлять выбор, а значит, и нести за него ответственность. Но необходимо отметить, что человек никогда до конца не может отвечать за свой выбор, просто потому, что не обладает всеведением. И человек никогда не может жить согласно своим представлениям о добре и зле. Ибо они имеют духовную природу, мы же — телесны. Простейший пример: мы знаем, что убивать живое существо — зло и никак иначе, но разве кто-нибудь из нас способен обойтись без этого убийства? Ведь мы нуждаемся в ежедневной пище. Кстати, замечание для вегетарианцев: травка тоже живая.