Так вот всё то, что я любил!
Холодный и бездушный прах!
Обвиняя Арсения, игумен обращается к нему с такими словами:
Безумный, бренный сын земли!
Злой дух и страсти привели
Тебя медовою тропой
К границе жизни сей земной.
Здесь звучит важная для Лермонтова тема “медовой тропы”. “Медовый путь”, в понимании игумена, это путь греховного познания сладости жизни, которая запретна для человека и оттого ведёт к страданию. Герой, вступивший на “медовую тропу”, стремится увидеть мир, насладиться любовью, вкусить плоды земных удовольствий. Но вместе с тем “медовый путь” — особый путь, он знаменует в поэме разрыв с законом, выход за границу допустимого знания. Именно так это понято в «Мцыри». Лермонтов поставил эпиграфом к «Мцыри» библейскую строку: “Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю”. Мцыри искал не столько “мёда” наслаждений, сколько свободы, познания, родства. Вся вина юноши-монаха — в его возвышенных стремлениях: он не совершал преступлений, не упивался любовью.
В своей последней романтической поэме Лермонтов усложняет и даже переосмысливает намеченные им ранние традиционные образы. Не случайно исследователи подчёркивают сложную синтетическую форму романтической поэмы Лермонтова.
Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к её написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-Грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря — бэри. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым. Ермолов вёз его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребёнка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырём, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс».
Замысел «Мцыри» намечен Лермонтовым в одной из замет 1831 года. Лермонтову в ту пору 17 лет — и он размышляет о судьбе семнадцатилетнего юноши-монаха, томящегося в монастыре: “Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы…” В этих словах — существо трагедии Мцыри. Мцыри молод, одна из черт юной души — жажда познания, открытия мира. Мцыри же, “кроме священных, книг не читал”. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Как одну из причин побега Мцыри называет желание “взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля, узнать, для веры иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. В то же время герой, “который книг не читал”, наделён первозданной чистотой — это “библейский человек”, близкий царству зверей и растений. Его не страшат стихии, он ловит руками молнии и бежит из монастыря в “час ночной, ужасный час”, когда вся братия в ужасе молится. Однако попытки Мцыри слиться с природой обречены на неудачу. Мцыри вступает в схватку с “пустынным барсом” — играющей и свободной силой естественного мира. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не “природный человек”, он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия погибает от голода.
За судьбой Мцыри угадывается удел человека, бесконечно одинокого на земле среди “божьего сада природы”. Вокруг Мцыри — прекрасный сад со следами “небесных слёз”. Волшебные голоса ведут речь о “тайнах неба и земли”, и лишь голоса человека нет в этом хоре:
И все природы голоса
Сливались тут, не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Сочетание естественности и отчуждённости от мира природы — не единственное противоречие Мцыри. В нём “юность вольная сильна”, и вместе с тем он “слаб и гибок, как тростник”. Бесстрашие, отчаянная смелость соседствуют в его душе с пугливостью. Он рвётся к свободе, но провёл большую часть жизни в тюрьме: “На мне печать свою тюрьма оставила”. Выражая своё восхищение свободным миром, Мцыри сравнивает выси горных хребтов с алтарём (“курились, как алтари”) — и мы сразу узнаём в этом вольном горце “во цвете лет” монаха. Мцыри мечтает обрести дом, но его влечёт в “чудный мир тревог и битв”. Разным началам, непримиримым противоречиям в душе Мцыри “не сойтись никогда”.
Жить для Мцыри значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в “грозящую бездну”. Он говорит старому монаху: “Ты жил, старик! // Тебе есть в мире, что забыть, // Ты жил, — я также мог бы жить”. Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.
Не только страстная натура и жажда познания толкают Мцыри на побег: “...душа томится. Идеалы”. Идеал, по которому томится душа Мцыри, — родная сторона. Лермонтов намеренно заменил в поэме слово “бэри” (“монах”) словом “мцыри”, что означает ещё и “чужестранец, пришелец”. Родина для Мцыри — это детство души, доблестное героическое прошедшее, “люди прежних дней”. На пути к идеалу Мцыри отвергает встреченные им искушения: он минует “дружные сакли”, манящий дымок спокойного жилья, отказывается от “тайн любви”. Как и его предшественник Арсений, Мцыри готов отказаться от райского блаженства:
Увы! За несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Для Мцыри потерянный и вновь обретённый рай родины дороже рая монастырских молитв. Человек пытается вернуться в первозданное, безгрешное состояние, обрести утраченную отчизну. В лирике Лермонтова — это “небо и звёзды”, в поэме — живущий в воображении и памяти Мцыри идеал родной земли. Попытка обречена на провал: природа, время, внутренние противоречия ставят человеку препоны. Его цветущая плоть обращается в прах (дочь боярина Орши), могучий дух заточён в слабое тело (Мцыри), время стирает все следы борьбы (прологи к поэмам). И всё же Мцыри не отрекается от своих исканий, не смиряется с жестоким роком. Он хочет найти идеал на земле, а не в заоблачном краю, как это было у героев ранней лирики Лермонтова.
Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать “родной звук”, увидеть вершины Кавказа. Его воображение, его дух не убаюкивает “золотая рыбка”, не усыпляет “сладостный бред”, сулящий “привольное житьё и холод и покой”. Он блуждал, спотыкался и так и не достиг цели. Вместо победы над судьбой он одержал победу над барсом. Но Мцыри не сожалеет о своих поисках, не проклинает, а благословляет свободу. В его образе, как и в образе Печорина, Лермонтов утверждает “вечное искание”, порыв к свободе, право на “беспокойное движение” духа.
Пролог и финал поэмы — космичны, в них участь Мцыри соотносится с вечностью. Монастырь, заведённый порядок, монахи — всё это давно кануло в небытие. Однако всепоглощающее время не может заставить нас сбросить со счёта человека. “Все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешёнными, её порыв к свободе неудовлетворённым, и исчезновение человека — бесследное исчезновение! — с лица земли отзывается в нашем сознании <...> болезненным диссонансом”, — писал литературовед Ю.Манн.
Вопросы и задания
1. Вспомните определение жанра поэмы.
2. Что характерно для поэм Лермонтова? В чём их самобытность?
3. Владимир Соловьёв сурово осудил Лермонтова за “юнкерские поэмы”. В чём их значение для творчества поэта?
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Подготовьте историческую справку на тему «Время правления Ивана Грозного. Опричнина». Пользуйтесь «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина.
Причины обращения Лермонтова к эпохе русского средневековья. Какой предстаёт в поэме эпоха правления Ивана Грозного?
«Песня…» датирована 1837 годом. Чем знаменателен этот год для Лермонтова? Какие произведения созданы Лермонтовым в этот период?
Подготовьте сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича:
1) занятия;
2) жизненные и нравственные принципы;
3) происхождение;
4) поведение перед поединком;
5) отношение к власти;
6) смерть.
Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова можно назвать вневременным?
Охарактеризуйте жанр «Песни…». Какие черты поэтики «Песни…» восходят к фольклору?
Прочитайте «Тамбовскую казначейшу». Какие ситуации, темы, конфликты «Песни…» спародированы в поэме?
«Мцыри»
Прочитайте поэмы Лермонтова «Исповедь» и «Боярин Орша». Почему многие исследователи считают эти две поэмы и «Мцыри» этапами воплощения одного замысла?
Почему Белинский называл Мцыри любимым идеалом Лермонтова? Что возвеличил Лермонтов в человеке?
Поясните слова Лермонтова: “Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится . — Идеалы…”
Понятие Родины.… Что вкладывает в него Мцыри? Какие искушения отвергает герой на пути к родному дому?
Какие противоречия уживаются в душе Мцыри? Найдите подтверждения в тексте.
Подумайте над эпизодом схватки с барсом: его значение, символика, возникновение в художественном сознании Лермонтова.
Какую роль в поэме играет бред Мцыри?
Как вы понимаете эпиграф к поэме?
Смысл пролога «Мцыри». Для чего Лермонтов рисует картины запустения, говорит о разрушительном воздействии времени?
Охарактеризуйте художественные особенности «Мцыри» как поэмы-исповеди.
Почему удел Мцыри можно назвать “уделом человеческим”?
Назовите другие произведения Лермонтова, в которых прославляется “беспокойное движение” духа, порыв к свободе, “вечное искание”.