Смекни!
smekni.com

“Магический кристалл” произведения (стр. 3 из 3)

Подобную схему работы над эпизодом мы с восьмиклассниками попытались применить и при анализе поэтического текста. Первым этапом этой работы стали определение ключевых слов и осмысление связи выбранной части поэмы с её идеей. Такое задание дети получили после разговора об идейном содержании поэмы «Мцыри», своеобразии художественного времени и пространства и роли пейзажа в ней.

Вот некоторые результаты их работ.

“Бой с барсом. Бой с барсом символизирует бой Мцыри с судьбой. «Я ждал. И вот в тени ночной врага почуял он, и вой протяжный, жалобный, как стон, раздался вдруг...» Мне кажется, что этот вой, как стон, раздался в душе Мцыри, он звал его на свободу. Это был именно стон, просьба, мольба: он уже не может жить в монастыре, ему хочется на свободу. «Я ждал» – он ждал до последнего. Он готовился к побегу целую жизнь, и вот Мцыри решился. «И первый бешеный скачок мне страшной смертию грозил...» Мцыри убежал из монастыря, это был решающий факт в его судьбе, это всё изменило. «Мне смертию грозил» – он покинул монастырь, его тюрьму. Я думаю, он понимал, что он бросил Бога. Может быть, поэтому Мцыри говорит: «Мне смертию грозил», причём смертью страшной. Но, понимая это, Мцыри всё равно убежал, не сожалея, покинул монастырь, так как его душа нуждалась в свободе, он не был готов принять монашеский обет. «Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор...» Здесь, я думаю, речь идёт о том, что он первым нанёс удар, он как бы бросил вызов судьбе, убежав из монастыря. Оказавшись на свободе, Мцыри почувствовал всю красоту этого мира. Он называет эти три дня блаженными, он был готов за них отдать всю свою жизнь, он был готов бороться даже с судьбой: «Бой закипел, смертельный бой!» Ключевые слова: вой, протяжный, жалобный стон; бешеный скачок, страшная смерть; смертельный бой”. (Соловьёва Анна)

“Грузинка для Мцыри – это родная душа или даже скорее простой человек, не монах. Мцыри, на мой взгляд, стремится к общению с людьми, общению с природой. С детства он не знал ни ласки, ни любви. Увидев же молодую грузинку, он, возможно, понял, как ему не хватало нежности: «И мрак очей был так глубок...» Ключевые слова: любовь, смущение, тоска, печаль, воспоминание, смерть, стройность, лёгкость. Возможно, в данном случае грузинка символизирует мечты Мцыри. Автор пытается показать её лёгкость: «И шла она легко», «она скользила меж камней», «и шла, хоть тише, но легко»...

Тоска Мцыри – тоска о свободе и о родных. Он прожил с этой тоской всю жизнь, и он с ней и умрёт. Мцыри никогда не смог бы привыкнуть к заключению, к строгой жизни в монастыре, поэтому для него лучше смерть. Смерть – избавление от тоски, от горестей.

Мцыри живёт не реальностью, а воспоминанием о доме, о родных, поэтому жизнь для него не только свобода, но и воспоминание”. (Пашковская Инна)

“Если проследить по всему произведению, путь Мцыри по лесу показывает всю его жизнь: беззаботное детство – он наслаждается природой, свободой, вспоминает отцовский дом («Кругом меня цвёл Божий сад»). Если так, то эпизод 15-й олицетворяет плен героя, его страдания от неволи, потери родного края, незнакомых лиц, полного одиночества («Напрасно в бешенстве порой...»). В этом случае эпизод с барсом символизирует внутреннюю борьбу героя с самим собой, с людьми, которые пленили его, выход эмоции, огня души («И мы, сплетясь...»). А когда он, измученный голодом, борьбой и отчаянием, падает на землю, ему кажется, что он находится на морском дне, ему хорошо, светло; золотая рыбка предлагает ему остаться («Дитя моё, останься здесь, со мной»). Это перекликается с эпизодом, когда его подбирают монахи («Из жалости один монах больного призрел»). В конце концов две жизни сливаются в одну, он снова попадает в монастырь, в свою настоящую жизнь, но огонь души, вновь воскрешённый из прошлого, навсегда остаётся в его сердце. Вероятно, это возможно только при условии близкой смерти или смертельной опасности.

Ключевые слова: «в бешенстве» – отчаяние героя, безысходное положение, опасность; «и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота» – тот же образ отчаяния, безысходности; «в исступлении» – отчаяние, страх, безвыходность; «и грыз сырую грудь земли» – единение с природой, но в то же время сопротивление, последняя попытка сделать хоть что-нибудь, отчаяние; «как зверь степной» – дикая сущность, одиночество, ощущение того, что он чужой, дикий, отчаяние”. (Горошетченко Марьяна)

В заключение хотелось бы обратить внимание коллег на статью об эпизоде Э.Безносова в «Литературе» (1999, № 11).

Хорошим подспорьем для учителя, безусловно, является книга Сергея Бочарова «Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”», в которой на примере анализа нескольких эпизодов показывается, что “смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей”. Это утверждение, пожалуй, будет справедливо по отношению к любому произведению. И потому работа над отдельными эпизодами при изучении художественного текста приобретает особое значение.