Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли интереса . Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии Наполеона на мировое господство , его постоянное позирование для истории , его актерство. Наполеон всё время играл , в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , - есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется , это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона , полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов .
Накануне Бородина Наполеон произносит : " Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра началась " . Далее Толстой показывает , что эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра " , а жестокая необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного народа , вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения " .
На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории незначительна , что творят историю миллионные массы простых людей . Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа , поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине : " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя : " Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким голоском , которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже тем , что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе . Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши , ребята ! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про " слабый , тоненький , нерешительный голосок " . Однако солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как дети в затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то выражение , которое было на его лице , неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение : " Сам он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается неожиданно , но вполне в духе толстовского представления о людях подвига : " - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа ! прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противоречий , из сочетания " малого " и " великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины .
Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с французами он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие . Он сам , добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне : " Пойдём , говорю, к полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , - вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " .
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати , основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был " спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом . Напротив, при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ".
Платон Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств , которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги . Не больше , впрочем, чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона " мысли народной " .
Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " , - писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира . Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда , где готовилось будущее , от которого зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , " счастливее и лучше " ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " .