Смекни!
smekni.com

«Евгений Онегин». Роман в стихах

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав...

А. С. Пушкин

В 1831 году в Болдине был в основном закончен «многолетний труд» А. С. Пушкина — роман в стихах «Евгений Онегин», работа над которым, длительная и настойчивая, как ни над каким другим произведением, падает на самый цветущий период творчества поэта. «Евгений Онегин» является во всех отношениях центральным пушкинским творением. В этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» поднимается во весь свой рост. Роман многопланов, недаром В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни».

Поэт отражает окружающий мир с небывало широким, подлинно энциклопедическим охватом и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. С первых же строф романа ощущается привычная обстановка, атмосфера чисто русской действительности.

Бывало, он еще в постеле: к нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник,

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Деревенские пейзажи «Евгения Онегина» представляли собой явление в русской литературе дотоле небывалое, Пушкин совершил подлинное эстетическое открытие родной природы, показал читателям, сколько прекрасного и поэтического в том, что их постоянно окружает, что всем так привычно и с детства знакомо.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Очень важно, что в пушкинском стихотворном романе пред стали перед читателем подлинно живые образы реальных людей, заключавшие широкое художественное осмысление тенденций русского общественного развития.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал...

По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

И что еще важнее, автор сделал героиней своего романа женщину, реалистически обрисовал ее черты, наделил незаурядным умом и тонкими чувствами.

«Скажи: которая Татьяна?» —

Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. —

«Неужто ты влюблен в меньшую?» —

А что? — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет...

«Евгений Онегин» — общественно-бытовой роман. Субъективное лирическое начало занимает в нем исключительно видное место. Мы все время ощущаем присутствие поэта, который неизменно выражает свое отношение ко всему, о чем он рассказывает и что показывает, дает оценку героям, их поведению, поступкам. В этом — одна из отличительных особенностей «Онегина» по сравнению с последующими русскими классическими романами.

С этим прямо связана и его необычная, переходная от поэмы к роману, стихотворная форма. Но в то же время субъективное начало ни в какой мере не являлось в пушкинском романе в стихах господствующим. Органически сочетаясь, лирическая и эпическая стихии остаются равноправными по отношению друг к другу; голос автора, который не перестает звучать на протяжении всего произведения, наоборот, способствует реалистической широте и правдивости изображаемых героев и картин.

«Евгений Онегин» — роман о современной поэту русской действительности, о его поколении и их судьбах. Авторское, порой почти автобиографическое сквозит в той или иной степени. Но поэт не сливается ни с одним персонажем романа, и как бы близок и даже родственен герой ему ни был, Пушкин не подменяет его собой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

Или какой-нибудь издатель

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Безусловно, Евгений Онегин близок поэту, ибо в нем воплощены те же черты, которые, по словам автора, являлись «отличительными для молодежи 20-х годов XIX века». Но мы знаем, что Евгений - не автопортрет Пушкина. С первых же строк романа автор обрисовывает характер своего героя. Онегин — человек острой и трезвой мысли, эгоист, скептик, превосходно разбирающийся в «низком коварстве», лжи и лицемерии существующих патриархально-семейных связей. В отличие от большинства светских молодых людей, Евгений не только пресыщен удовольствиями, но и глубоко не удовлетворен собственным праздным и пустым существованием. Отсюда и снедающий его «недуг»: разочарованность - «преждевременная старость души», «русская хандра».

Пушкин называет Онегина «вторым Чаадаевым». Евгений оставляет «свет», уединяясь в своем кабинете, но автором «философских писем» не становится, так как «труд упорный ему был тошен»

В столкновении Онегина с Ленским показан крах героя в дружбе.

Враги! Давно ли друг от друга

В отношении к Татьяне — неспособность Онегина искренне любить. Евгений, каким он показан в романе, каким вошел в сознание читателей и критики, в историю русской литературы и общественной мысли, являет собой яркий образ «лишнего человека», по выражению Герцена, «умной ненужности», впервые с такой правдой и полнотой художественно открытый Пушкиным.