"Главная роль, конечно, - роль Чацкого…"
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы,пожалуй, картина нравов".
И.А. Гончаров
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что "вольнее всяких дышит". Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни.
Чацкий и его единомышленники стремятся к "искусствам творческим, высоким и прекрасным", мечтают "в науки вперить ум, алчущий познаний", жаждут "возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета". Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Как и всегда в драматическом произведении, позиция главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе.
В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, затронуты наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. На страницах комедии разворачивается борьба "века нынешнего" с "веком минувшим", Чацкого и фамусовского общества. В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия - "обеды, ужины и танцы". И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий.
В образе Чацкого автор показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. Стремление Чацкого - служить отечеству, "делу, а не людям". Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".
Чацкий - это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, "не требуя ни мест, ни повышенья в чин". Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и образования, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее воспитание, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как "дядюшка Максим Петрович", потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье.
Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о "подлейших чертах прошедшего житья" и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с "московскими" невозможно.
Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова.
Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих непонятным чудаком, угрозой обыденной и праздной жизни. Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема. Однако не остается сомнений, что именно люди с гражданской позицией Чацкого в конечном итоге возьмут верх, несмотря на все преграды, чинимые на их пути "фамусовским обществом". По словам И.А. Гончарова, "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век - и в этом всё его значение и весь ум."