Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
Н. А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувств< к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине. Он и Музу свою наделил чертами страдалицы, «избитой кнутом крестьянки».
Стихотворение 1846 года «Тройка» — это пророчество предостережение и утешение в беспросветной жизни крепостной, по молодости еще мечтающей о счастье, на минуту за бывшей, что она «крещеная собственность» и счастья ей «н положено». Стихотворение открывается риторическими вопросами, обращенными к деревенской красавице.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?..
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкою вслед?..
Любуясь красотой девушки, поэт с горьким сарказмом замечает:
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна, и легка...
У любой русской крестьянки судьба давно предрешена свыше:
Да не то тебе пало на долю.
За неряху пойдешь мужика.
Поэт дает типичную картину ее жизни, до боли знакомой, неизменной, продолжавшейся и в его бытность. Автору больно сознавать, что время проходит, но не изменяется этот странный порядок вещей, настолько привычный, что не обращают на него внимания не только посторонние, но и сами участники событий.
Женщина научилась терпеливо переносить жизнь как небесную кару.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни,— появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Неожиданно ловишь себя на мысли, что совершенно конкретная тройка воспринимается как красивая авторская метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает осознать смысл своего существования, а тем более что-либо изменить в ней. А потому поэт возвращает нас к конкретной действительности с ее суровыми реалиями.
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки,—
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...
Конечно, стихотворение не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы приоткрыли лишь часть тайны — великое мастерство Некрасова,— вероятно, более внимательному читателю откроются и другие стороны этого стихотворения.