Редакция газеты «Киевское слово» в предисловии к очерку «Вор» оправдывалась, что новая серия «Киевских типов» не будет выходить за рамки Киева, но очерки Куприна действительно имели всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее значительными оказались «Студент - драгун», «Лжесвидетель», «Босяк», «Вор», «Художник», «Доктор», «Хайжушка».
Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна. Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа в газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью различных слоев городского населения, сделать ценные наблюдения, которые в дальнейшем отразятся в произведениях, а так же лягут в основу ряда коротких рассказов, объединенных под заголовком «Киевские типы».
Писатель умел близко сходиться с простыми людьми, жить их заботами, радостями и печалями, возможно именно в этом и кроется секрет его писательского своеобразия.
К началу ХІХ века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым, Л.Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым, И.Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие в Киеве украинские писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]
В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными литературными силами. Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В.Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному труду за письменным столом, оттачивает свое перо «быстрописателя», приобретает необходимый писательский навык, которым будет пользоваться постоянно.
Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал, познакомился с произведениями Г.И.Успенского, чье творчество потом очень ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как результат этой поездки стала повесть «Молох».
Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как о «лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь».[8,21]
В Киевских газетах под рубриками «Из записной книжки репортера» и «Маленькая хроника» печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные диалогами, сценками, яркими зарисовками.
Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью работал репортером, считая, что репортерская работа – разновидность литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и все уметь рассказать.
Профессия журналиста благотворно сказалась на художественном творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и журналами совпало с широким распространением и популярностью в те годы в русской литературе очерков «городского типа». Как раз в «Русском богатстве» этому жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов и до второй половины 1890-х годов.
Глава ІІ. «Киевские типы» и «Миниатюры».
Почти три четверти всего написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900 года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели свет и первые книжки Александра Ивановича – «Киевские типы» (1896 год) и «Миниатюры» (1897 год).
Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли итог определенного наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала; вместе с тем Куприн не руководствовался модным в то время натурализмом, в них нет фотографий, не смотря на то, что каждая черта тщательно срисована с натуры. [3,18] Этому способствовала тщательная наблюдательность Куприна-очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким, неизменным, а иногда и деклассированным , брошенным на дно жизни людям. Уже самим выбором объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что каждый человек, не зависимо от его общественного положения, представляет интерес, имеет право на внимание. В «Киевских типах» наряду со студентами фигурирует босяк, наряду с доктором – вор, и о каждом из них писатель рассказывает живо и увлеченно.
Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.
Как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира.
«Киевские типы» принадлежат к широко распространенному в конце 80-х – начале 90-х годов в русской литературе типу очерков «городских типов».
Первая книга рассказов Куприна была издана в Киеве при непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.
С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время именно он предложил Куприну написать что-то для одной из киевских газет и, после того как Карышев написал редактору рекомендательное письмо, молодого писателя. [16,150]
Куприн задавался целью изобразить «собирательные черты тех групп индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то или иное влияние». [3,23]
Тематически «Киевские типы» можно разделить на две группы зарисовок: одна из них – портреты, в которой без всякого шаржа и утрировки, по сатирически остро показаны черты обывателей и мещанства; другая группа – портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.
Очерк «Студент - драгун» имел значительный успех, объяснявшийся исключительной меткостью образной характеристики. В студентах-белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было воплощено все духовное убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в новенькие мундиры, рисуясь военной выправкой, эти представители золотой молодежи бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их чванливость была равна их невежеству.
Один из самых ярких очерков серии «Киевские типы» - «Художник» имеет отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о декадентствующем живописце, который презрительно отвергает реалистическое искусство, как классическое, так и современное.
Куприн и сам испытал влияние декадентства, хотя оно и было кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает подобных деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные таланты, и только немногим удается вырваться из этой «инертной и бездарной» среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об «имущих» - «Доктор», «Квартирная хозяйка», «Заяц». Проходит вереница людей, все мелочное существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у которых нет ни тени любви к своему делу.
Все эти очерки интересны еще и тем, что они, как я уже говорила, являются своеобразными набросками, эскизами к более поздним произведениям писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных комнат Анны Фридриховну в рассказе «Река жизни». Вообще роль киевских впечатлений во всем последующем творчестве писателя чрезвычайно велика.
Сборник рассказов «Миниатюры» объединил в себе более двадцать произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира.
В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна «Миниатюры». Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала для книги шрифт, бумагу и прочее. [16,150]
Куприн горячо сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.
Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения, в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни». Эти характерные особенности раннего творчества Куприна найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении – повести «Молох», который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.
Выводы
Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств – самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней занимательностью.
В киевских газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов. Наряду с реалистическими произведениями, какими являются «Дознание» и «Ночлег», психологически тонкими рассказами, как «Негласная ревизия» и «К славе», чудесной полной большой человечности миниатюре «Allez», которой восхищался Л.Н.Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые, мелодраматические произведения: «Странный случай», «Каприз», типичные для журналов и газет тех времен.
О «Миниатюрах» Куприн позднее говорил, что без стыда не может вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. «Она, слава богу, не привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков… Разошлась она быстро благодаря пошлейшей обложке…» [12,29], но для читателя и исследователя она очень ценна.