Смекни!
smekni.com

Литература эпохи войн и Революций (стр. 1 из 2)

Реферат выолнила Полетаева Татьяна

Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новое сталкивается с тем, что подчас усматривает или становиться образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходило на рубеже 19 - 20 веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека», - пишет В. Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям. Многие имена за последнее время возвращаются в литературу.

На смену прежнему - краткому курсу русской литературы пришел полный, с именами тех писателей, о которых современный читатель знал понаслышке, произведения либо давно не переиздавались, либо вообще не печатались.

Ни одна страна в мире не знала сразу три революции в начале века: 1905 январь, 1918 февраль, октябрь. Литература развивалась в преддверие надвигающийся трагедии. Рождались новые идеалы, шла бурная переоценка ценностей. Предметом внимания становятся такие вопросы философского характера, как «общество и человек», «Революция: эксперимент, трагедия или творчество идеалов», «Для чего живет человек, какова его роль в истории, в чем тайна его бытия ?» Но новая формация требовала однозначное отношение к происходящим событиям: безоговорочное принятие революционных идей.

Что это - снова угроза

Или мольба о пощаде ?

( Н. Гумилев )

И вот наградой таланта становится его преследования. Подвергается гонениям творчество Б. Пастернака; вокруг его поэзии обостряются споры, положение в литературе осложнялось. А вышедший за рубежом роман «Доктор Живаго» еще более усугубляет судьбу писателя. Он отказывается от Нобелевской премии, присужденной за это произведение. Рассуждение автора о бессмысленном кровопролитии на фронтах революции и гражданской войны, о голоде, разрухе, насилии, - властям не нужны. Имя писателя предается забвению, стихи почти не печатаются, роман увидит свет в нашей стране лишь в 1988 году. В стихотворении «Нобелевская премия» Б.Л. Пастернак выражает надежду

... Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

В произведениях Б. Пильняка торжествует разум человеческий. Он за сильную личность, но личность которая во главу всего ставит не насилие, а человечность. О его произведениях («Красное дерево» и др.) говорилось, что опубликовали «по ошибке», или вообще на родине не печатались (повести публиковались за рубежом). В 1938 году по сфабрикованному доносу Пильняк арестован и расстрелян. Не услышан голос предупреждения в романе Е. Замятина « Мы » . Люди в построенном из стекла и бетона городе не имеют лица в буквальном и, конечно, в переносном смысле, они носят на золотых пряжках номера, и, чтобы все были счастливы, в городе, все идет по намеченному расписанию: работа, отдых, даже любовь. Критики назвали этот роман «злобным памфлетом на советское государство», а именем талантливого писателя пугали и читателей, и писателей того времени.

В этой надвигающейся ломке «страшного мира» трагедия истинных художников становится какой-то жестокой закономерностью. Безжалостно отвергается творчество К. Бальмонта, И. Бунина, А. Куприна, и др., хотя они являлись продолжателями литературных традиций Л.Н. Толстого, А.П. Чехого, традиций гуманизма, отрицания насилия над личностью, истинной любви к отечеству, и к его прошлому. Считается, что не время писать о любви, природе, философствовать о внутренних переживаниях человека. Мы читаем строки И. Бунина о сказочной птице вирь:

В испуге бьется средь ветвей

Тоскливо стонет и рыдает,

И тем тоскливей, там грустней,

чем человек больней страдает...

Не случайно это стихотворение заканчивается словами о страданиях человека. Поэт-гуманист, И. Бунин не раз еще коснется этой темы. К. Бальмонт в глубоких переживаниях человека раскрывает непознанный высший смысл жизни. Жажда божественного совершенства владеет поэтом:

День догорает. Закат загорается.

Шепотом, ропотом рощи полны.

Новый восторг воскресает для

жителей

Сказочной светлой свободной

страны.

***

Кривда с Правдою сходилась,

Кривда в споре верх взяла.

Правда в солнце превратилась,

В мире чистый свет зажгла.

Л. Андреев глубоко ощущает разлад человека с самим собой.. А. Куприн говорит в своих рассказах о многочисленных противоречиях сущего. Его поэтическое, взволнованное повествование, казалось, не должно было бы оставить читателей равнодушными (Мне очень тяжело поверить, что Куприн был запрещен. Почему? Из-за того что не писал про колхоз?)

Эмигрируют: И. Бунин; К. Бальмонт; остается в Финляндии Л. Андреев, где в своих последних записках рисует охваченный безумием мир; будучи противником насилия с отступающими белыми войсками покидает Россию А. Куприн.

«Иуда по пальцам вычислял достоинства того, кого он продает»

(Л. Андреев, «Иуда Искариот»)

А о достоинствах и таланте перечисленных писателей не рассуждали, их имена просто вычеркнули из русской литературы. Только в последнее время на книжных полках магазинов стали появляться вновь изданные произведения, в которых любовь, смерть и подвиг объединялись в общечеловеческое понятие добра милосердия и благородства. Никому было невдомек, что русский интеллигент внутренне не мог принять марксизм, ибо учение о классовой борьбе и насилии никак не сочеталось с духовным наследием, где во главу всего ставилось человеколюбие. Отвергалось религия, проповедовалась мысль о том, что нравственно лишь то, что служит делу коммунизма. Высокие и вечные ценности: гуманизм, свобода духа, права личности, общечеловеческие законы, стремительно забывались, многое толковалось как буржуазные предрассудки.

Душа молчит. В холодном небе

Все те же звезды ей горят.

Кругом о злате и о хлебе

Народы шумные кричат.

Новый режим печатает выборочно. Только отчасти признаться творчество А. Блока, его поэма «Двенадцать», которую кстати в наше время можно трактовать и как пародию на революцию, на ее безжалостное и жестокое отношение к тем, кто против:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

А. Блок пророчески предупреждает: нельзя утвердить торжество мировой справедливости на крови и страданиях людей. Не узнают современники М. Горького о его «Несвоевременных мыслях», полностью напечатанных только в 80-е годы. Из поэзии В. Маяковского популярными будут только революционные марши, поэмы о вожде, а о «смятении чувств поэта», о его размышлениях в поэмах «Люблю», «Про это» умолчат. Эти поэмы придут к читателю только в наше время. И многое в творчестве этих писателей будет нами переосмыслено.

И все-таки, несмотря ни на что, передается эстафета памяти, идет поиск истины. В сатирических повестях и рассказах Зощенко мы видим условия жизни послереволюционного времени. Высмеиваются ограниченные житейские интересы обывателей. В стихотворениях В. Маяковского осуждается подлость, клеветничество, трусость.

Новая литература громко заявляет о себе. Весь литературный процесс представлял единое целое , но в истории нашего государства это долгое время почему-то отрицалось. Литературу поделили на тех, кто принимал социалистическую революцию, и на тех, кто не принимал, сомневавшихся безоговорочно причисляли к последним.

Так зарождалась пролетарская литература. Появляется организация Пролеткульта, представители которой стараются создать культуру только силами рабочих и крестьян (Ф. Шкулев « Кузнецы » , Д. Бедный, его агитационные стихи и др.)

Мы - табун, «все» в нас едино -

Отвращенье, обожанье;

Тот чужой, кто в час забавы

Не подхватит наше ржанье.

Прогрессивным признается творчество М. Горького, из которого по существу делают икону. Фразы сказанные им искажаются и приобретают иной смысл. Наступает время, которым диктуются строгие песни:

...старый мир разрушим

до основанья,

А затем - мы наш,

мы новый мир построим....

И забывалось о том, что революция-стихия - это пафос смерти, разрушения, мести.

Не замечается порода тех, кто приспосабливается, использовавшие революционные лозунги как оправдание. Вспомним отряд Стрельникова из романа «Доктор Живаго», революция в его глазах оправдывала все: и насилие, и грабежи, и убийства. В произведениях И. Бабеля перед читателем раскрывались все ужасы войны. В «Донских рассказах» М. Шолохова идет братоубийственная война. И несмотря на то, что писатель отчасти на стороне действующего закона: «Ваше слово товарищ маузер!» или «В огне брода нет!», он показывает читателю, как развенчивает революционное насилие в человеке родственные узы, толкает людей на преступление («Родинка», «Шибалково семя», «Червоточина»). И получается, что лишнее говорить - себе вредить.

Вот как просто попасть в богачи ,

Вот как просто попасть в первачи ,

Вот как просто попасть в палачи :

Промолчи , промолчи , промолчи !

( « Старательский вальсок ».)

Имена В. Брюсова, Н. Гумилева причисляются к чисто декадентской культуре. А эта культура - «культура упаднических настроений и не более того » . Анне Ахматовой после внезапного расстрела мужа Н. Гумилева, сын которой более14 лет проводит в сталинских лагерях, предлагают писать о колхозах, а не о душевных переживаниях. Да, для писателей декадентов действительно характерен уход в себя, неприятие окружающей жизни, но многие ищут самовыражение, новые поэтические формы. Для каждого из направлений (символизм, футуризм и др.) были характерны определенные эстетические взгляды, принципы, все они были связаны с именами крупнейших представителей в литературе: А. Ахматова, В. Брюсов, Н. Гумилев, М.Цветаева, О. Мандельштам, В. Маяковский и др.