Наиболее часто Достоевский употребляет следующие типы диалогов: диалог-объяснение, диалог-допрос, диалог-поединок; реже остальных употребляются смешанный диалог, диалог полного взаимного понимания, диалог-ссора. Такое распределение связано с идеологическим характером романа «Бесы». Главной задачей автора является описание идейной атмосферы эпохи. Поэтому он чаще «заставляет» героев говорить друг с другом на темы, связанные с идеологическими принципами персонажей и с проблемами, волновавшими российское общество второй половины XIX в., поэтому бытовые типы диалога употребляются гораздо меньше. Практически отсутствует обязательные в реальной жизни, этикетные реплики, частые в быту ситуации неловкости, паузы из-за отсутствия темы.
В диалогах в романе (эпическом произведении), как и в обычной устно речи, употребляется большой количество неполных конструкций, разновидностей незаконченных предложений, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений, риторических конструкций, обращений, усиливающих побудительность.
В связи с тем, что ситуация не всегда передается с помощью грамматических и лексических средств, особую роль получают внеязыковые коммуникативные факторы: интонация, мимика, жестикуляция. В романе «Бесы», как это принято в художественных произведениях, эти моменты отражены с помощью авторских ремарок, пояснений.
Диалог играет огромную роль в речевой характеристики персонажей. Так, речь Степана Трофимовича показывает его как человека слабовольного, тогда как речь Варвары Петровны (часто на контрасте с Степаном Трофимовичем) выделяет ее не по-женски сильный характер.
Что касается определения границ авторского и общеязыкового в языке писателя, то, на мой взгляд, авторская стилистическая активность проявляется в отборе языковых явлений, необходимых для наиболее полного воплощения авторского замысла. Авторский язык не противоречит общенародному, поэтому диалог как таковой в авторском произведении и в обычной разговорной речи не различаются. Разница состоит в употребляемых в этих двух сферах применения языка типах диалогов.
Напряженность, стремительность и противоречивость диалогов героев Достоевского, построение их как ответ на реальные и воображаемые реплики противления, большая роль ассоциаций во время диалога приводят к цитированию и выделению особо значимых слов и выражению, отсутствие видимой мысленной и синтаксической связности, отрывистость, отрубленность фраз – все это позволяет согласиться с утверждением Л.П. Гроссмана, что Достоевский в своих романах создает «замечательные стилистические эксперименты», свидетельствует о том, что «классическая художественная проза русских романов XIX в…. сдвинулась в сторону каких-то неведомых будущих достижений»[11].\
Список литературы
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
Виноградов В.В. О художественной прозе. М., 1930.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991
Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. М., 1955.
Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и диалогах (к общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971.
Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина // Статьи и материалы. М.-Л., 1924.
Диалогическая речь – основы и процесс. Тбилиси, 1980.
Достоевский Ф.М. «Бесы». В 2 т. М., 1993.
Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М., 1979.
Ким Г.В. О некоторых стилистических функциях бессоюзного присоединения в диалогический речи // Филологический сборник. Вып. 4. Алма-Ата, 1964.
Мегаева К. Диалог у Достоевского // Дагестанский университет. Сборник научных сообщений. (Филология). Махачкала, 1964.
Милых М.К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956.
Михлина М.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи. М., 1955.
Несина Г.Н. К вопросу о структуре диалога в современном русском языке // Исследования и статьи по русскому языку. Волгоград, 1964.
Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке. Калуга, 1960.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М., 1991.
Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. ВЯ. 1965. № 6.
Теплицкая Н.И. Некоторые проблемы диалогического текста.
Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. М., 1967.
Чичерин А.В. Идеи и стиль. Изд-е 2-е. М., 1968.
Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
Якубинский Л.П. О диалогической речи. // Русская речь. Петроград, 1923.
[1] См.: Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. М., 1923
[2] Щерба Л.В. Восточнолужицкое наречие. М., 1951. С. 4.
[3] Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. М.. 1967.
[4] Будагов Р.А. О типологии речи // Рус. речь. 1967. № 6.
[5] Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и диалогах (к общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971.
[6] См.: Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке // Исследования по грамматике русского литературного языка. М. 1955.
[7] Виноградов В.В О художественной прозе. М., 1930. С. 33, 40, 43.
[8] Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. – ВЯ. 1965. № 6.
[9] Мегаева К. Диалог у Достоевского // Дагестанский университет. Сборник научных сообщений. (Филология). Махачкала, 1964. С. 21.
[10]Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и диалогах (к общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971. С. 32 – 33.
[11] Л.П. Гроссман. Стилистика Ставрогина // Статьи и материалы. М.-Л., 1924. – С. 143.