Смекни!
smekni.com

Система персонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"

Системаперсонажей поэмы Гоголя "Мертвые души"

Одинзадругимследуютуменягерои - одинпошлеедругого.

НиколайГоголь.

ПушкинотдалГоголюсвойсюжет, изкоторогосамхотелсделатьчто-товродепоэмы. Этобылсюжет "Мертвыхдуш". Гогольизображаетбольшойгубернскийгородиименияпомещиковэтойгубернии. Крупнымпланомвпоэменарисованыобразыпомещиков, этих "хозяевжизни", которыеотвечаютзасудьбународа. Авторсоздаеттипическиехарактеры, крепостникидворяненередкоузнаваливперсонажах "Мертвыхдуш" самихсебя. Амеждутем, этиобразы "непортретысничтожныхлюдей; напортив, внихсобранычертытех, которыесчитаютсебялучшимидругих". Толькоэтилицавысшегообществаникчемныипошлы, онилишенызнаниягражданскогодолга, чести, совести. ОтношениепомещиковкафереЧичиковаобнаруживаютполнотуэгоистичнойзамкнутостииравнодушиякинтересамобщества, духовноеинравственноеуродство. Этиобщиечертывыливаютсявотличительныесвойствакаждогодушевладельца. Стремясьсоздатьтипическийобраз, Гогольиспользуетописаниеусадьбыинтерьер. Так, хозяйствоМанилова "шлокак-тосамособою".

Егопоместье–этопарадныйфасадпомещичьейРоссии. Претензиинаизысканностьподчеркиваютпустотуобитателейусадьбы. Одинокийдом, редкиекустысирени, серенькиеизбыпроизводятгнетущеевпечатление. Вкомнатахрядомсдорогоймебельюстояткресла, покрытыерогожей. Ахозяиннепонимает, невидитупадкасвоегохозяйство. ПонатуреМаниловобходителен, вежлив, новсеэтопринялоунегосмешныеформы. Слащавость, сентиментальностьсоставляютсущностьегохарактера. ДажеречьМаниловаслишкомтуманна: "какая-нибудьэтакаянаука", "пареньеэтакое". Онникомунедоставилпользыиживетпустяками. Жизнионнезнает, реальностьзаменяетсяпустымифантазиями. Итак, Манилов–человек "таксебе, нитонисе".

Коробочка– "однаизтехматушек, небольшихпомещиц, которыеплачутсянанеурожаииубытки, амеждутемнабираютпонемногуденьжоноквмешочки…" Онанепредаютсямечтаниям, какпредыдущийобраз, онарасчетливаизанятатольконакоплениемисвоимхозяйством. Захваченнаяжаждойнаживы, онаторгуетвсем: салом, пенькой, крепостными. Людидлянее–всеголишьодушевленныйтовар. ОнадаженеудивляетсястранномупредложениюЧичикова, нобоитсяпродешевить: "Онитого…онибольшекак-нибудьстоят", - оотправляетсявгородузнатьцену. Чичиков, авместеснимиавтор, называетее "дубинноголовой".

ВНоздревеГогольподчеркиваетбесцельнуюактивность: "…онпредлагалвамехать, кудаугодно, хотьнакрайсвета, войтивкакоехотитепредприятие, менятьвсе, чтохотите". Нотаккакегоначинаниялишеныцели, тоничтодоконцаНоздревнедоводит. Вегоразрозненномимениитолькопсарнянаходитсявотличномсостоянии: средисобакон "какотецсредисемейства". Онсовершенноспокойнообманывает, унегонетникакихморальныхпринципов. Крестьянесвоимтрудомсоздаютвсеблагаиизбавляютпомещикаотзабот. Ноздревпривыкполучатьто, чтохочет, аесликто-топротивится, онстановитсяопасным: "Нинаодномсобрании, гдеонбыл, необходилосьбезистории". Онведетсебяразвязно, грубо. Гогольироническиназываетгероя "историческимчеловеком". Похожийнамедведя, Собакевичобладаетвсемисоответствующимиповадками. Веготеле "совсемнебылодуши". Мебельвдометоженапоминаетсамогохозяина. ТакГогольдостигаетяркостиивыразительностивописаниихарактерныхчертгероя. Онвсегдазаботитсятолькоосвоейвыгоде, иглавнаяегоцель–наполнениежелудка. Собакевич "хозяйственен", уменипрактичен: оннеразоряеткрестьян, таккакемуэтоневыгодно. Ковсемонотноситсяссобственнойметкой: плутимошенник. Собакевичзнает, чтовсевмирепродается, изаявляетЧичикову: "Извольте, готовпродать". Главныйгеройзаключает: "Нет, ктоужкулак, томунеразогнутьсявладонь". Теманравственногопадения, духовнойсмертидостигаетсвоейкульминациивглавеоПлюшкине. Вимениипоражаетветхость, опустошение. Кажется, жизньпокинулаэтудеревню: "Бревнонаизбахбылотемноистаро; многиекрышисквозили, какрешето…" ДухсмертиподчеркиваетГоголь: " никакбылонельзясказать, чтобывкомнатесейобиталоживоесущество…" Хозяинсамзаперсяотвнешнегомирвсвоемзамке. Подобноключнице, Плюшкин–рабвещей, нонехозяин. Из-засвоейстрастионнеможетотличитьполезныевещиотхлама: зерноимукагибнут, азаплесневыйкуличинастойкахранятся. Акогда-тоПлюшкин "толькобылбережливымхозяином". Жаждаобогащениязасчеткрестьянпревратилаеговскрягу.

ОтгероякгероюГогольобнажаетпреступнуюжизньпомещиков. Образыданыпопринципывсеболееглубокогодуховногооскуденияиморальногопадения. СовременникиГоголясчитали, чтомертвымидушамивпоэмеявляютсясамипомещики, а "позадимертвыхдуш–душиживые" (Герцен). Вкаждомраскрытаоднаизразновидностейдуховнойсмерти. РассказГоголяожизнипомещиковпревращаетсявобвинительныйакткрепостническойдействительности. Авторхочетразбудитьтакимобразомдушилюдей, единственнаяцелькоторыхвусловияхкрепостногоправо–прибиратьвсесебе. СпасениеРоссиионвиделвуничтожениитакиххозяевжизни.