Смекни!
smekni.com

Научно-теоретические основы в отношении лиц с ограниченными возможностями (стр. 2 из 13)

История понятия: инвалид употреблялось в значении, соответствующем нынешнему - ветеран [22, 143].

Военные инвалиды — военнослужащие, неспособные больше служить по состоянию здоровья. Еще в древности принимались разнообразные меры для призрения военных инвалидов (военнослужащих, неспособных больше служить по состоянию здоровья). Особенно широкое развитие эти меры получили с эпохи учреждения постоянных армий. При продолжительных сроках службы, а тем более при службе на всю жизнь, бессрочной, когда поступавший на службу порывал всякие связи с семьей и со своим сословием, вопрос о призрении неспособных оставаться в рядах армии имел огромное значение.

В Древней Греции военные инвалиды вместе с их семьями содержались за счет республик. В Древнем Риме инвалидам давали земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержание. В Средние века обязанность призрения военных инвалидов во Франции и в Англии была возложена на монастыри. В Испании, а затем в Англии и Голландии еще в Средние века начали назначать военным инвалидам пенсии и единовременные вспомоществования [15, 59].

С XVI века во Франции за призрение инвалидов государство платило пособия монастырям. Но после учреждения Дома инвалидов в Париже (Hфtel des invalides) выдача пособий монастырям была прекращена.

После наполеоновских войн во Франции, а по ее примеру и в других европейских государствах, появились особые инвалидные роты, в которые назначались сделавшиеся неспособными к строевой службе нижние чины. Они были размещены в разных городах и служили отчасти местами призрения раненных, увечных, дряхлых и больных нижних чинов, а отчасти также воинскими частями, исполнявшими разнообразные обязанности внутренней службы. В Пруссии в 1887 г. оставалось еще 6 инвалидных рот, на 100-120 человек каждая, и одна дворцовая гвардейская инвалидная рота [21, 85].

В России указом 3 мая 1720 года Петр I повелел всех офицеров и нижних чинов, которые окажутся неспособными к службе за ранами, увечьями или старостью, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненно содержание по гарнизонным окладам.

Екатерина II в 1764 году определила впредь инвалидов в монастыри не помещать, а водворять их на жительство в особо указанные города. Они получали жалованье по особым окладам и в первое время по водворении также квартиры по отводу в натуре — офицеры в течение первых 3 лет, а нижние чины в течение 6 лет [21, 107].

Затем в самом конце XVIII века при гарнизонных батальонах образованы были инвалидные роты. В 1811 г. все инвалиды были разделены на три разряда: подвижных, служащих и неслужащих, или неспособных. Инвалиды каждого разряда образовывали особые команды, находившиеся в подчинении командиров батальонов внутренней стражи. Команды служащих и неслужащих инвалидов (последние в 1823 г. были расформированы) находились во всех уездных городах. Подвижные инвалидные роты, вначале предназначены были для службы при госпиталях, но впоследствии стали учреждаться также в ведомствах дворцовом, провиантском, комиссариатском, горном и других, в крепостях и при округах военных поселений. К 1856 г. всего инвалидных команд было: гвардейских инвалидных рот — 15, подвижных инвалидных рот разных ведомств и наименований — 104 1/4 (в том числе 5 соляных), уездных инвалидных команд — 564 и этапных — 296 [17, 145].

В 1862 г. инвалиды были переименованы в "неспособные", а в 1864 г. с упразднением Корпуса внутренней стражи были упраздненые инвалидные команды. Наименование "инвалидные" сохранили только особые команды, состоявшие до начала 80-х годов при каждой гвардейской части.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям [6, 49]:

- нарушения статодинамической функции (двигательной);

- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

- психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

По оценкам ООН, [27, 57] каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус.

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены [9, 157]:

- медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными [10, 204].

Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения [45, 159].

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью.

Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный),

в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм [42, 145].

Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т. д. Имеет особое значение реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слуха, речи, зрения и др. Реабилитация это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде [25, 138].

О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности.

Реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы в отношении детей старшего возраста и взрослых. Есть ряд патологических факторов, которые инвалидизируют больного и ставят вопрос о необходимости проведения абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — различные внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее частой причиной инвалидизирующих состояний являются сосудистые заболевания с нарушением мозгового кровообращения [42, 138].