Смекни!
smekni.com

“Прекрасны только правда и жизнь” (стр. 1 из 2)

Материалы к уроку по повести В.Астафьева “Так хочется жить”

Творчество Виктора Петровича Астафьева хорошо известно широкому читателю. Его повести “Стародуб”, “Кража”, “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив” стали настоящими литературными событиями последних 15--20 лет и прочно вошли в круг чтения нашего современника.

Виктор Петрович Астафьев пишет о себе, о своём детстве, о людях, с которыми его столкнула судьба, о проблемах, о страдании и радости простых людей, словом -- о жизни. Любое его произведение -- свидетельство правды, порой нелицеприятной, но всегда честной. Это правда летописи. Поэтому с полным правом Астафьева можно назвать летописцем XX века.

Каждое его произведение заставляет думать: о времени и о себе, о народе и власти, о жизненных ценностях, подлинных и мнимых. Одна и та же тема в результате раздумий писателя может в более поздних произведениях высветить неожиданные проблемы.

Например, тема войны. Но только ли о войне его повесть “Так хочется жить”, опубликованная в четвёртом номере журнала “Знамя” за 1995 год?

С главным героем Коляшей Хахалиным, по прозвищу Колька-свист, знакомишься сразу на первой странице. Начало войны. Колька-свист, “мастер по части чтения, пенья, всяческого сочиненья”, попал служить в автополк. Никто, конечно, у него не спросил о его наклонностях, желании, где хочется служить (время не то), поэтому не заладилось у него учение, ничего не понимал он в шофёрском деле. Но подвергся он страшным издевательствам и притеснению со стороны старшины Олимпия Кристофоровича Растакуева не за это, а, как ни странно, за то, что много знал, любил читать и сам сочинял стихи. “Коляша без всякой задней мысли возьми и скажи старшине, что у графа Бенкендорфа отчество было такое же -- Христофорович. Старшина поинтересовался, кто это такой? Коляша, опять же без всякой задней мысли, ответил, как учили в школе, -- прихвостень, мол, тирана-царя и погубитель гениального поэта Пушкина”.

Было жутко читать, как Растакуев, пользуясь властью, стал издеваться над Коляшей: натравливал других курсантов его бить, посылал после тяжёлого учебного дня, когда все в казарме ложились спать, долбить мёрзлую помойку, мыть умывальную и туалет, наконец, жестоко избил его. Но не жалость к герою возникла, а восхищение им. Он, маленький, худенький, бывший детдомовец, не сломился, не побоялся “крупного, румяного мужика с умеренно вспухшим животом”. Более того, он духовно и нравственно оказался сильнее. Только заступничество младшего лейтенанта, порядочного человека, “начитавшегося благородной литературы”, спасло Коляшу от расстрела или штрафной роты. Растакуев написал донос в соответствующие органы, и Коляшу допрашивал “сытый и хмурый чин в пепельно-серой шинели с малиновыми петлицами”.

На допросе он не боится, ведёт себя даже вызывающе, так как чувствует свою правоту, но как ни противен ему этот чин, он с ним осторожен и умеет вовремя промолчать -- когда энкавэдист оскорбляет его, называя шушерой, Коляша подумал, но вслух не сказал: “Если бы не эта шушера, тебе, рожа сытая, самому пришлось бы идти под огонь”.

А почему не сказал? Астафьев нам объясняет: “За ним была мудрая и мученическая крестьянская школа. Наученный терпеть, страдать, пресмыкаться, выживать и даже родине, их отвергшей, служить, мужик российский знал, где, как ловчить, вывёртываться”.

Далее, повествуя о фронтовой жизни Коляши, писатель показывает нечеловеческие испытания и трудности, которые он перенёс, подвиги, которые он совершил, но за них не получил никаких наград. Был несколько раз ранен, одна рана -- свищ на ноге -- не зажила до самой старости. Ему было очень плохо на войне, и не только потому, что на войне, где смерть, кровь, боль, не может быть хорошо. Ему было плохо ещё и по причине душевной неуютности. Дело в том, что он считался плохим бойцом. “В управлении дивизиона установилось к шофёру Хахалину окончательное отношение как к человеку придурковатому, никудышному, для боевого дивизиона, для боевой работы даже вредному”.

Но вот что странно -- у читателя такого впечатления о нём не возникает. Коляша часто попадал в трудные переделки, но только из-за безграмотности и некомпетентности командиров. Бестолковость при выполнении боевых заданий чаще всего происходила от тупости командиров, а как только нужно было действовать по обстановке, Коляша блестяще справлялся с заданием.

Описание войны в повести “Так хочется жить” несколько неожиданно. Мы привыкли, что, говоря о Великой Отечественной войне, писатели на первый план выдвигают высокий нравственный закон того трудного времени, когда на карту была поставлена судьба родины, поэтому готовность к подвигу и самопожертвованию была долгом. Но в повести описываются не эпохальные сражения, а какие-то стычки с фашистами, называемые боями местного значения, показываются долгие пути и переходы, командиры-держиморды, да и солдаты порой так изображены, что хочется задать вопрос вроде “А был ли мальчик?”: а та ли изображена война? “В конвойном полку толклись множество рядовых командиров, успешно отсидевшихся в тылу, пресмыкающихся, исподличавшихся”.

Но война была та -- Великая Отечественная. И победил в ней, несмотря ни на что, народ, который состоял из таких Коляш. Как и в повести “Пастух и пастушка”, Астафьев выводит своего героя на рубеж главного испытания -- испытания войной. Подобно лейтенанту Борису Костяеву, Коляша выдерживает это испытание. Он не “скурвился”, не “исподличался”, никого не предал. Он честно воевал и победил. Его много и незаслуженно обижали, но и несправедливые обиды не озлобили его.

День Победы он встретил на гауптвахте, поскольку ночью с 8 на 9 мая, когда “всё начальство спало, а Коляша стоял на посту, подъехала машина и человек с ракетницей радостно крикнул: “Ребята! Парни! Победа! Что ж вы спите?!” -- и пальнул в небо из ракетницы и автомата. Коляша Хахалин, плача от счастья, солидарно пустил в небо всю обойму из винтовки”. Полковое начальство со сна подумало, что это нападение, и запаниковало. А потом за трусость свою, малодушие искало, кого наказать. И нашли: “Постовой Хахалин израсходовал свой боезапас...” “Конвойный полк кишмя кишел доносчиками, предателями и подлецами... Коляша забрался на нары, уткнулся в угол и долго плакал, вымывая слезами все обиды, какие получил он в родном отечестве за войну, всю свою незадачливую судьбу оплакивая”.

Коляша волею военной судьбы не дошёл до Берлина и радовался этому, хотя не вкусил полной радости победителя. Почему? Освобождая земли Украины, многое узнав о зверствах фашистов, он говорит Жоре-моряку удивительные слова: “Ты знаешь, Жора, насмотревшись на этих паскудников, я поблагодарил судьбу за то, что она не позволила мне дойти до Германии. Представляешь, как там торжествует сейчас праведный гнев? Я такой же, как все, пил бы вино, попробовал бы немку, чего и спёр, чего и отобрал бы”. Этот простой человек, обычный солдат подаёт пример высокой нравственности. Он благодарит судьбу за то, что у него не появилось условий для совершения греха -- убийства, воровства, прелюбодеяния. Не случаен ответ Жоры: “Ох, Коляша. Чтобы испоганиться, неча и за кордон ходить, пропадёшь ты, однако. Зачем одному человеку столько ума, таланту, доброго сердца, да ещё и совести в довесок?”

Вот почему народ нашей многонациональной страны победил! Потому что состоял в основной своей массе из таких Коляш. Это становится понятным из повести “Так хочется жить”, как понятно и то, что правду того времени нужно искать в народном характере, ибо война прошла через судьбу народа. Войны нет уже 55 лет, но она опалила не только фронтовика Астафьева и тысячи тысяч солдат 40-х годов. Она и поколениям, родившимся через 10, 20, 30 лет после войны, становится понятнее, потому что писатель создаёт в своих повестях и рассказах не только образы героев -- Коляши Хахалина, Сергея Митрофановича, Бориса Костяева и других, он создаёт, по выражению критика А.П. Ланщикова, “образ жизни”. А чтобы сделать этот образ живым, ёмким и правдивым, писателю недостаточно изучить только внешние проявления жизненных обстоятельств и найти объяснения к ним. Писатель должен войти во все обстоятельства и подробности происходящего, установить их внутреннюю взаимосвязь и обнаружить за теперешними явлениями длительный в своей ретроспективе процесс, изучив который, можно раскрыть правду и философию времени.

От события к событию, от факта к факту, от поступка к поступку всё ярче вырисовывается образ главного героя. Как литературный персонаж, он более всего тяготеет к архетипу Иванушки-дурачка. Незадачливый, на первый взгляд, презираемый всеми, но на самом деле -- истинный герой, который сконцентрировал в себе самые лучшие человеческие качества. Но только сказка заканчивается полным его, Иванушки, триумфом, а жизнь до самого конца бьёт и бьёт героя, не обещая никакого праздника. Писатель с болью в сердце постоянно подчёркивает это.

Повесть “Так хочется жить” состоит из трёх частей: первая -- “Дорога на фронт” -- охватывает три военных года Коляши. Вторая -- “Дорога с фронта” -- описывает 15--20 лет жизни Коляши после войны. Третья -- “Лунный блик” -- это фрагменты жизни Николая Ивановича Хахалина в 70--90-е годы. Композиция повести держится на едином тематическом стержне -- войне. Если в первой части герой страдал от лишений войны, то во второй он мучился от “безудержной победной болтовни”: “Всё громче, всё красивей, всё героичней и романтичней преподносились подвиги. И под этот звон, под песни и патриотический, всё заглушающий ор косяком вымирали фронтовики от застарелых ран и болезней... Коляша -- человек битый, голосу не подавал, с героями войны не спорил. Он уже понял и смирился с тем, что и боль на всю жизнь, до гробовой доски, и когда наплывало прошлое, брало за горло, -- он покорно вновь и вновь переживал и пропускал через себя, через своё усталое сердце неотвязное горе... И чем больше врали про войну, сочиняли красивые слова и картины, тем больнее тому сердцу было, тем горше память”.