1.2Советский период
Уголовный кодекс Советских Республик 1922 года.
УК СР 1922 года посвящает вопросу половой свободы и половой неприкосновенности граждан 7 статей. Значительно суживая круг половых преступлений в сравнении со старым западноевропейским правом. Из них 3 статьи посвящены охране детей и юношества, 2 – насилию над взрослыми (изнасилование) и две – содействию чужому разврату.
УК СР намечает две категории детей и подростков, подлежащих охране закона: сюда входят лица не достигшие половой зрелости (физиологический признак) для преступлений предусмотренных статьей 166 (Половое сношение с лицами, не достигшими половой зрелости), а также для преступлений предусмотренных статьей 167 (Половое сношение с лицами, не достигшими половой зрелости, сопряженное с растлением или удовлетворение половой страсти в извращенных формах) и лица, несовершеннолетние, т.е., не достигшие 18 лет (Статья 168. Развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их).[8]
Первая группа (не достигшие половой зрелости) охраняется:
1.От естественных половых сношений
2.От естественных половых сношений, сопряженных с растлением (разрыв девственной плевы), или совершенных в извращенной форме
3.От развратных действий по отношению к малолетним и несовершеннолетним.[9]
Следовательно, в отношении развратных действий закон расширил группу объектов, ибо сюда подойдут и несовершеннолетние, достигшие половой зрелости. Например, обнажение или бесстыдное прикосновение к подросткам 16 и 17 лет.
Государство заинтересовано здесь в не испорченности. В сохранение физического и социального здоровья подрастающего поколения; здесь имеют место те соображения, что преждевременное и неправильное пробуждение полового чувства действует разлагающе на психику подростка и может воспрепятствовать нормальному развитию его.
Защита юношества от половых посягательств взрослых как у нас, так и на западе, имеет основание в том, что половые преступления против этой возрастной группы растут по возрастающей траектории. Германский профессор Миттермайер приводит цифры роста этого рода преступлений, из которых видно, что за 7 лет, от 1897 по 1904 г.г., число осужденных за половые преступления в отношении детей возросло с 3085 до 4578.[10] Далее законодательство обратило внимание на эту область в связи, развившейся охраной детства за последние десятилетия и появлением ряда детских кодексов.
УК 1922 года предусматривает уголовную ответственность по статье 166 (Половые сношения с лицами, не достигшими половой зрелости). Данная статья защищает лиц обоего пола. Возрастным критерием, в Советском Уголовном законодательстве 1922 года, является момент половой зрелости, т.е. способности деторождения, а также способности воспитания ребенка.[11]
Более тяжкий (квалифицированный) вид половых сношений с лицами, не достигшими половой зрелости, предусмотрен статьей 167 УК 1922 года (Половое сношение с лицами, не достигшими половой зрелости, сопряженное с растлением или удовлетворением половой страсти в извращенных формах). Под растлением следует понимать уничтожение, разрыв или существенное повреждение девственной плевы. Уничтожение девственной плевы в смысле этой статьи может быть произведено только путем полового сношения. Разрыв девственной плевы пальцем подходит под понятие «развратные действия». Половое сношение, сопряженное с удовлетворением половой страсти в извращенных формах предполагает акт, приближающийся к половому сношению, т.е., введением детородного органа в тело потерпевшей; сюда подходит мужеложство или педерастия (однополые сношения) и другие разнообразные формы извращенных половых сношений. Однополые отношения с девочками (взрослая женщина и девочка) подойдут под понятие развратных действий, в виду несхожести этих отношений с названием половой акт. Все эти противоестественные пороки караются по отношению к взрослым в целом ряде европейских стран, особенно мужеложство. Наука, и вслед за ней некоторые законодательства отрешились от кары, став на ту точку зрения, что совершение акта мужеложства с взрослыми ничьих прав не нарушает и что последние вольны проявлять свое половое чувство в любых формах, что вторжение права в эту область является пережитком воззрений церкви и идеологии греховности.[12]
Развращение малолетних и несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их, также влечет за собой уголовную ответственность. Различие со статьей, карающей за половые сношения в извращенных формах, здесь заключается в том, что нет наличия совокупления или сходного с ним акта, а предполагается оскорбляющие чувство стыда, а иногда и телесную неприкосновенность, бесстыдные действия не только с детьми и подростками, но и в их присутствии. От развратных действий охраняется возрастно большая группа лиц. В то время как от преждевременных половых сношений охраняются лица, не достигшие половой зрелости, в отношении развратных действий граница повышается до совершеннолетия, т.е. до 18 лет.
УК 1922 года, помимо вышеперечисленных преступлений в сфере половых отношений, предусматривает уголовную ответственность по статьям: 169 (Изнасилование, т.е. половое сношение с применением физического или психологического насилия или путем использования беспомощного состояния потерпевшего лица – карается лишением свободы не менее 3 лет. Если изнасилование имело своим последствием самоубийство потерпевшего лица – на срок не менее 5 лет); 169-а (Понуждение женщины к вступлению в половую связь лицом, в отношении коего женщина является материально или по службе зависимой); 170 (Принуждение из корыстных или иных личных видов к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия);
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года.
Основными изменениями в УК РСФСР 1926 года являлось отсутствие в законе формулировки, дающей, возможность говорить о «преступлениях в области половых отношений». Этот термин из области половых отношений законодателем исключен не случайно. Законодатель не регулирует при помощи уголовного закона социального уклада половой жизни в таком масштабе, который позволял бы говорить о том, что имеется специальная система уголовного законодательства о половой преступности. Второе изменение заключается в понижении по всей линии санкций, предусмотренных за совершение сексуальных преступлений.
Это объясняется тем, что в конце 20-х годов особенно обострилась так называемая «сексуальная проблема», никаких новых сдерживающих или контролирующих положение моментов в советском быту в то время не было. Возникла необходимость усилить влияние уголовного кодекса по линии выпрямления той бытовой кривизны, которая наблюдается в половом быту. Стал вопрос о том, чтобы определить точное место, которое в жизни, в быту и в уголовном праве занимает тот раздел, который в УК 1922 года был представлен в разделе преступлений в области половых отношений, а в уголовном кодексе 1926 года причислен к уголовным деяниям в разделе преступлений против личности.
УК РСФСР редакции 1926 года предусматривает уголовную ответственность по статье 151 (Половые сношения с лицами, не достигшими половой зрелости, сопряженные с растлением или удовлетворением половой страсти в извращенных формах. – карается лишением свободы на срок до 8 лет. Половые сношения с лицами, не достигшими половой зрелости, совершенные без указанных отягчающих обстоятельств – карается лишением свободы на срок до 3 лет).
Под растлением нужно понимать такой половой акт, который сопровождается лишением девственности потерпевшей.[13] Понятие растления законом не выяснено. Из сопоставления статьи 166 УК 1922 года со статьей 151 ч.2 УК 1926 года и статьи 167 УК 1922 года со статьей 151 ч.1 Уголовного кодекса 1926 года можно сделать вывод, что растление, по мысли закона, предполагает девственность жертвы. Удовлетворение половой страсти в извращенных формах имеет своим объектом лицо любого пола, не достигшее половой зрелости, девственность значения не имеет.[14]
Данное преступление должно выражаться в сходном с естественным совокуплением акте: последним признаком это преступление отличается от любострастия или развратных действий, предусмотренных статьей 152 (Развращение малолетних и несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их)[15]. Сюда следует отнести противоестественное половое сношение как мужчин (мужеложство), так и женщин между собой (лесбиянство), совокупление через задний проход мужчины с женщиной и т.п., а также те случаи естественного совокупления, которые происходят в извращенных формах, например, с применением физической боли (садизм). Каким путем достигается половое сношение в этом случае, с согласия потерпевших или без него, безразлично, так как мера социальной защиты, положенная за это преступление, такая же как и за квалифицированное изнасилование. Удовлетворение половой страсти путем вставления полового органа в рот, хотя бы и полуторамесячного ребенка должно считаться как удовлетворение половой страсти в извращенной форме, и подлежит квалификации по статье 151 ч.1 УК редакции 1926 года, (статья 167 УК 1922 года).[16] Под действие статьи 151 ч.1 (ст. 167) подходят исключительно случаи удовлетворения половой страсти в извращенных формах, только с лицами, не достигшими половой зрелости; удовлетворение половой страсти в извращенных формах с совершеннолетними по Уголовному законодательству РСФСР редакции 1926 года уголовной ответственности не подлежит3. Объектом статьи 151 ч.2 могут быть лица обоего пола, не достигшие половой зрелости.