Смекни!
smekni.com

Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (стр. 7 из 14)

Объективно особая жестокость может проявится в мучениях, истязании, издевательствах, глумлении над потерпевшей (ст. 112, 115, 117 УК), причинении вреда, опасного для жизни и здоровья в момент нанесения (ч. 1 ст. 111 УК).

По отношению к другим лицам особая жестокость может проявляться в тех же действиях, но с целью сломить сопротивление потерпевшей путем психологического воздействия на нее.

Понятие «другие лица» может касаться не только родных и близких потерпевшей, но и других лиц, спасение которых от издевательств возможно только путем ее согласия на половой акт (например, спасая чужую малолетнюю девочку от изнасилования с надругательством и мучениями, женщина жертвует своей половой свободой).

Вместе с тем особая жестокость насильника по отношению к лицам, пытавшимся воспрепятствовать преступлению (ст. 37 УК), должна рассматриваться как характеристика самостоятельного посягательства на жизнь или здоровье этих лиц (ст. 111, 112 , 115, 117 УК).

Состав преступления - формальный

Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. «г» ч. 2 ст. 131 УК), может быть вменено лицу, которое знает о своем заболевании. При этом необходимо доказать наличие причинной связи между изнасилованием и заражением венерической болезнью.

Данный состав предполагает умышленную или неосторожную форму вины.

Изнасилование заведомо несовершеннолетней (п. «д» ч. 2 ст. 131 УК).

Изнасилование несовершеннолетней посягает на половую неприкосновенность, нормальное физическое развитие половой системы и нравственное формирование девушки от 14 до 18 лет.

Термин «заведомость» означает, что виновный достоверно знал о ее возрасте.

Выясняя субъективное отношение виновного к знанию возраста потерпевшей «…судам следует исходить из того, что ответственность за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего лица либо не достигшего четырнадцатилетнего возраста наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте.

Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака»[27]

Часть 3 ст. 131 УК предусматривает ответственность за изнасилование при наличии особо квалифицирующих признаков: а) повлекших по неосторожности смерть потерпевшей; б) повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; в) изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста.

Составы, названные в п. «а» и «б» ч. 3 ст. 131 УК, сконструированы по типу материальных. Для их вменения требуется доказать, что между изнасилованием и наступившими последствиями есть причинная связь, что последствия соответствуют их описанию в законе и вызваны именно изнасилованием либо покушением на него, а не другими действиями имеющими отношения к изнасилованию, но не входящими в объективную сторону этого состава.

Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК) «…при отсутствии других квалифицирующих признаков следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 131 и частью 4 статьи 111 УК РФ»[28]

Изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (п. «б» ч. 3 ст. 131 УК).

В п. «б» ч. 3 ст. 131 УК сосредоточены три самостоятельных особо квалифицирующих признака изнасилования.

Характеристика первого из них – неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью – дается в ч. 1 и 2 ст. 118 УК. Применительно к ст. 131 УК необходимо, также как и при лишении жизни по неосторожности (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК), доказывать наличие причинной связи между изнасилованием (половым актом либо применением насилия) и тяжким вредом, наступившим в результате совершения названного преступления. При отсутствии причинной связи действия виновного квалифицируются раздельно: по ст. 131 УК (без рассматриваемого особо квалифицирующего признака) и ст. 118 УК.

Перечень последствий, отнесенных к тяжкому вреду здоровью, дается в ст. 111 УК. В принципе, наступление любого из названных в ней последствий может служить предпосылкой вменения п. «б» ч. 3 ст. 131 УК при условии, что виновное отношение к ним выражается в форме неосторожности.

Заражение ВИЧ-инфекцией при изнасиловании полностью охватывается п. «б» ч. 3 ст. 131 УК. Дополнительная квалификация по ст. 122 УК требуется лишь в случае реальной совокупности преступлений.

« К "иным тяжким последствиям" изнасилования или насильственных действий сексуального характера, предусмотренным пунктом "б" части 3 статьи 131 УК РФ, следует относить последствия, которые не связаны с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего лица либо заражением его ВИЧ-инфекцией. Таковым может быть признано, например, самоубийство потерпевшей»[29]

Изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 131 УК).

Объектом охраны по данному пункту является половая неприкосновенность, нормальное физическое и половое развитие, а также нравственное формирование девочек.

Изнасилование малолетней считается преступление с использованием ее беспомощного состояния. Потерпевшая из-за своего возраста не способна понимать характер и последствия совершаемых с ней действий.

Изнасилованию малолетней могут предшествовать развратные действия. При этом действия виновного могут быть квалифицированны по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 135 УК и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК, если они совершались в разное время, с определенным разрывом во времени и каждое преступление – по самостоятельно возникшему умыслу; если же развратные действия непосредственно предшествовали половому акту, не совершенному по независящим причинам от воли виновного, то их следует рассматривать как приготовление либо покушение на изнасилование (ст. 30 и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК).

2.2 Насильственные действия сексуального характера

Это главный состав преступления, введенный в УК РФ 1996 года. Общественная опасность данного преступления состоит в посягательстве на половую неприкосновенность и половую свободу не только мужчин но и женщин. Кроме того, уголовно наказуемым является и насильственное лесбиянство, за которые ранее женщины к уголовной ответственности не привлекались.

Насильственные действия сексуального характера влекут уголовную ответственность наравне с изнасилованием. Тяжесть анализируемого преступления справедливо соотнесена с тяжестью действий названных в ст.131 УК, независимо от того, чья половая неприкосновенность, половая свобода (женщины или мужчины) страдает от сексуальных действий.

Объективная сторона по ч. 1 ст. 132 УК характеризуется совершением мужеложства, лесбиянства и других насильственных действий сексуального характера.

Мужеложство – половое сношение мужчины с мужчиной.

Лесбиянство (от названия греческого острова Lesbos) – половое сношение женщины с женщиной.

Иные действия сексуального характера охватывают все другие (кроме мужеложства и лесбиянства) насильственные эротические формы половой активности, независимо от полового признака партнеров. Действия сексуального характера в зависимости от способа можно разделить на две самостоятельные группы: совершаемые в виде полового акта; совершаемые путем воздействия на тело без признаков полового акта.

К действиям первой группы следует отнести: а) изнасилование, совершенное в извращенных формах; б) междубедренный коитус, т. е. осознанное совершение полового акта без введения полового члена во влагалище (анус). Такие преступления чаще всего совершаются при удовлетворение половой страсти в общении с маленькими детьми независимо от их пола.

К преступлениям второй группы относятся: а) удовлетворение половой страсти мужчины путем совершения садистских способов (без полового акта) обращения с женщиной. К нему можно отнести введение во влагалище руки, инородных предметов ( судебная практика чаще всего называет палки, бутылки), вызывающих повреждение стенок влагалища, матки и иных внутренних органов; б) удовлетворение половой страсти путем истязания, сечения розгами, прижигания сигаретами, укусами. Половое возбуждение и оргазм у виновного наступают от самого процесса воздействия на тело жертвы без совершения полового акта.

Для решения вопроса об отнесении тех или иных насильственных действий к сексуальным возможно проведение экспертизы с участием врача сексопатолога.

Состав ч. 1 ст. 132 УК – формальный. Уголовно наказуемым является само деяние, если оно совершается с физическим либо психическим насилием. Понятие названных видов насилия не отличается от аналогичных понятий, данных при характеристике объективной стороны ст. 131 УК.

С субъективной стороны насильственные действия сексуального характера совершаются с прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Основным мотивом преступления является удовлетворение половой страсти. Однако нельзя исключать и такие мотивы, как месть, стремление унизить человеческое достоинство, попытку разрешить комплекс неполноценности, возникший на почве действительной или мнимой импотенции, и др.