Смекни!
smekni.com

Общие положения об обязательствах (стр. 4 из 5)

Особенность зачёта состоит в том, что происходит прекращение, как минимум, сразу двух обязательств – основного и встречного, хотя могут быть зачтены и несколько обязательств каждой из сторон, а также обязательства трёх и более участников зачёта.

В практике зачёт находит применение, главным образом, в безналичных расчётах между субъектами хозяйствования и служит одним из способов ликвидации неплатежей за предоставленное исполнение.

Для зачёта, согласно п. 1 ст. 381 ГК, необходимо наличие трёх условий:

1) предъявляемые к зачёту требования должны быть встречными. Это означает, что погашающее требование должно исходить, напр., от должника, который в другом обязательстве между теми же лицами выступает в качестве кредитора. Но допускаются исключения, напр., зачёт при уступке требования (ст. 382 ГК);

2) встречные требования должны быть однородными, т.е. иметь однородный (родовой) предмет. Чаще всего зачёт применяется к денежным требованиям. Возможна также передача одноименных родовых вещей одного сорта и качества. Зачёт возможен и в отношении обязательств, не имеющих своим предметом вещи, напр., он возможен, когда речь идёт о взаимном предоставлении работ или услуг, которые могут быть выражены в деньгах. Однородность не исчерпывается лишь предметом зачитываемых требований, они должны быть однородными по своей правовой природе (напр., не могут быть зачтены встречные обязательства, одно из которых является основным, а другое – акцессорным);

3) по встречным однородным требованиям должен наступить срок их исполнения (см. ст. 295 ГК). Если, напр., срок по одному из денежных требований не наступил, то должник по этому требованию, не отрицая наличия долга, имеет право возражать против зачёта, так как он до наступления срока может пользоваться суммой долга. Однако сроки исполнения в зачитываемых требованиях могут не совпадать. Иногда срок исполнения не указан или определён моментом востребования. В этом случае требование к зачёту можно предъявить в любое время.

Не требуется, чтобы размеры обоих требований были равны. Оба обязательства прекращаются, если они равны по размеру. В случае неравенства встречных требований после зачёта большее по размеру требование существует в той части, которая превышает меньшее требование. Не препятствует зачёту и то, что встречные однородные требования возникли из разных правовых оснований (напр., одно – из договора купли-продажи, другое – из договора аренды).

Зачёт, произведенный по заявлению одной стороны, действует с того момента, когда налицо все условия зачёта, а не с момента, когда было сделано заявление о зачёте. Иначе говоря, заявление о зачёте имеет обратное действие.

В некоторых случаях встречные однородные требования не подлежат зачёту. В соответствии с п. 2 ст. 381 ГК не допускается зачёт требований: если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истёк; о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью; о взыскании алиментов; о пожизненном содержании; в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором.

Т.о. перечень случаев недопустимости зачёта, данный в п. 2 ст. 381 ГК, не является исчерпывающим, что следует из содержания самой статьи. Другие случаи предусмотрены, напр., п. 2 ст. 89; п. 2 ст. 99 ГК.

Некоторыми особенностями обладает зачёт при уступке требования (ст. 382 ГК). При уступке требования должник вправе зачесть против требования нового кредитора своё требование к прежнему кредитору. Это допускается при наличии двух условий: если требование возникло по основанию, существующему к моменту получения должником уведомления об уступке требования; и если срок требования должника наступил до получения им уведомления об уступке требования или этот срок в обязательстве не указан, либо определён моментом востребования. Это норма конкретизирует общее правило ст. 357 ГК, не допускающее ухудшения положения должника при переходе прав по обязательству к новому кредитору.

К числу способов прекращения обязательств закон относит совпадение должника и кредитора в одном лице. Поскольку каждое обязательство возникает между двумя или несколькими лицами – кредитором и должником, то при совпадении должника и кредитора в одном лице правовая связь прекращается (ст. 383 ГК).

Совпадение должника и кредитора происходит вследствие того, что должник на основании какого-либо юридического факта приобретает требование, которое имел по отношению к нему кредитор, или же, наоборот, на кредитора переходит обязанность, лежавшая до этого на должнике.

Такие ситуации встречаются не так уж редко. Наиболее распространённым основанием совпадения должника и кредитора в одном лице является универсальное правопреемство, например, в случае слияния двух юридических лиц, связанных между собой обязательством, или присоединения одного из таких юридических лиц к другому. Между гражданами прекращение обязательства по этому основанию имеет место при наследовании должником имущества кредитора или наоборот. Обязательство в этом случае прекращается в момент открытия наследства при условии его принятия.

Иногда совпадение должника и кредитора в одном лице приводит не к полному, а к частичному прекращению обязательства. Напр., если после смерти наследодателя остались три наследника, один из которых был должником наследодателя, то при наследовании произошло совпадение должника и кредитора в лице этого наследника, а, следовательно, и погашение одной трети долга; две трети долга сохраняются.

5. Основанием прекращения обязательства является невозможность его исполнения, т.е. невозможность совершить действие, являющееся содержанием обязательства, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст. 386 ГК). Вопрос об обстоятельствах, за которые не отвечает сторона, решается в соответствии с правилами об освобождении её от гражданско-правовой ответственности, предусмотренными законодательством или договором. Например, в предпринимательских отношениях невозможность исполнения, как правило, может иметь место лишь в случае действия обстоятельств, являющихся непреодолимой силой. Даже если невозможность исполнения повлекли случайные обстоятельства, не зависящие от предпринимателя-должника, он тем не менее будет нести ответственность. Если обязательство конструируется по началу вины, то обстоятельство, создавшее невозможность исполнения и наступившее не по вине должника, приведёт к освобождению его от ответственности.

Если невозможность исполнения вызвана обстоятельствами, за которые должник отвечает, обязательство не прекращается, а изменяется: требование исполнить обязательство в натуре заменяется, как правило, требованием взыскать причинённые неисполнением убытки, кроме того, другая сторона имеет право отступить от договора, если в законодательстве или договоре не предусмотрено иное (п. 2 ст. 386 ГК).

Невозможность исполнения – понятие, которое охватывает различные по времени возникновения, характеру взаимосвязи с субъектами исполнения и юридическим последствиям явления.

Невозможность исполнения может быть первоначальной, т.е. существующей уже с момента возникновения обязательства. В таких случаях обязательство признаётся недействительным. Однако невозможность исполнения может быть и последующей, т.е. наступающей после того, как обстоятельство уже возникло. В этих случаях обязательство прекращается.

При невозможности исполнения каждая из сторон вправе требовать от контрагента возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения (п. 1 ст. 386 ГК), кроме того, во всяком случае должна быть выполнена обязанность по возврату неосновательного обогащения.

В п. 3 ст. 386 ГК установлено специальное правило, когда исполнение стало невозможным для одной из сторон вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона. В этом случае первая сторона сохраняет право на встречное удовлетворение с зачётом выгод, сберегаемых или приобретаемых ею вследствие освобождения от обязательства.

Частным случаем юридической невозможности исполнения обязательства является издание государственным органом акта, запрещающего исполнение или препятствующего исполнению данного обязательства полностью или частично (ст. 387 ГК). В такой ситуации обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Общих указаний относительно порядка прекращения или изменения обязательств на основании акта государственного органа в законодательстве нет, они содержаться в актах о соответствующих видах обязательств.

Законность акта государственного органа может быть оспорена в судебном порядке (ст. 12 ГК). В случае признания в установленном порядке акта государственного органа, на основании которого прекратилось обязательство, недействительным, оно восстанавливается, если из соглашения сторон или существа обязательства не вытекает иное и если кредитор не потерял интерес к исполнению (п. 3 ст. 387 ГК). Это правило является новеллой для нашего гражданского законодательства.

По общему правилу, смерть должника или кредитора не прекращает обязательства, так как их права и обязанности переходят к наследникам, т.е. происходит перемена лиц в обязательстве. Однако обязательство прекращается вследствие смерти должника или кредитора в том случае, если оно неразрывно с личностью должника или кредитора, т.е. если оно имело личный характер и не может быть исполнено без личного участия должника или исполнение предназначалось лично для кредитора (п.п. 1 и 2 ст. 388 ГК). Личный характер обязательства определяется с учётом конкретных обстоятельств. Так, например, смерть доверителя или смерть поверенного прекращает обязательство из договора поручения; смерть художника прекращает обязательство по написанию картины для заказчика.