Корень в этом слове страд-, соединившийся с суффиксом *t-ь (*strad-t-ь > страсть, dt > st). Исходное значение корня *strad - стараться, стремиться к чему-либо (в этом случае неизбежными могут быть усилия, напряжение, волнение, возбуждение, неприятное ощущение, переживания). Происходит семантическое (смысловое) расщепление в словообразовательном развитии этого корня. В результате возникают слова, довольно далеко друг от друга отстоящие по значению: страсть (сильное волнение, влекущее чувство), страсти (страдания), страда - время трудных, напряженных полевых работ, страдать, страдание, пристрастие, пристрастный, беспристрастный, сладострастный, пристраститься и др.
Корень *strad- и.-е. происхождения, он представлен, например, в латышском языке: stradat - работать, stradigs - трудолюбивый, работающий.
Заслуживает внимание сопоставление семантического развития славянского корня *strad- и не находящегося с ним в родстве греческого корня path- и латинского pat-. В греческом языке глагол paskho (исходная форма path-sko) означает страдать, терпеть, переносить, испытывать. Однокорневое существительное pathos означает страдание, тяжелое испытание, а также сильное чувство, волнение, возбуждение, воодушевление. В русском языке имеются заимствованные из греческого словa с этим корнем: патетический (pathetikos), пафос (выступать с пафосом, патетическая речь, патетическая соната Бетховена). В латинском назовем глагол patior, passus sum, pati - терпеть, переносить, претерпевать; существительное passio, родительный падеж passionis - претерпевание, страдание. От этого слова произошло наименование четырех великопостных богослужений - пассия - молитвенное воспоминание о страданиях Иисуса Христа, с чтением повествований об этих страданий четырех евангелистов.
Преодоление греха. Прощение грехов.
Как бороться с грехом, с греховным побуждением? За совершенный грех надо осудить себя, покаяться. Древнерусский глагол каять (каяти) означал бранить, порицать, осуждать (например, в Слове о полку Игореве: "Ту нhмци и венедици, ту греци и морава поють славу Святъславлю, кають князя Игоря" = порицают князя Игоря).
Каяться - бранить, осуждать самого себя, испытывать угрызения совести. Совершенный вид этого глагола покаяться. Соотносящееся с ним существительное покаяние.
Искренне, в полной мере, осудить себя за совершенный грех - раскаяться. Приставка рас- помимо значения совершенного вида, вносит значение полноты, исчерпанности, завершения действия - "полностью покаялся, полностью осознал свой грех". Раскаявшись, поведать кому-либо (обычно священнику) о совершенном грехе - исповедаться (ведать - поведать - исповедать - исповедаться). Покаяние, раскаяние перед Богом и тем, кому сделано зло. Цель раскаяния - получить прощение.
Глагол простить означает забыть злой поступок, отпустить грех. Глагол простить этимологически связан с прилагательным простой. В этом слове предполагается приставка *pro- и корень *st (его варианты *sto/sta/st). Исходное значение слова прост(ъ) - "прямо стоящий". Человек, сделавший грех, как бы падает (ср. выражение "впасть в грех"), простить - это "прямо поставить, поднять".
Прощение, покаявшись, мы получаем от Бога ("и остави нам долги наша" = "и прости нам грехи наши") и от человека, перед кем мы согрешили. Но мы не можем получить от Бога прощение, если мы не покаялись перед тем, кому мы сами причинили зло, не получили от него прощение. Вспомним еще раз евангельскую притчу о человеке, желавшем принести жертву Богу: "если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. V, 23 - 24).
В творении греха и в делании добра две стороны, как бы два участника: тот, кто причиняет кому-либо зло или делает добро кому-либо, и тот, по отношению к кому совершается грех или сотворено доброе дело. Позиции этих двух сторон противоположны: творящий добро не должен хвалиться этим, он должен как бы забыть о том, что сделал, не придавать особого значения своему доброму поступку, а тот, кому сделано доброе дело, должен всегда помнить об этом, не забывать о милосердии, оказанном ему. Напротив, раскаявшийся в злом поступке и получивший прощение не должен никогда забывать о грехе, совершенном в отношении ближнего своего, чтобы он (т. е. грех) никогда не повторился больше. В душе согрешившего должен остаться как бы шрам, который будет напоминать нам о сделанном грехе и предостерегать от повторения его. Некоторая аналогия: я разбил стакан и, желая поднять осколки, поранил себе руку, рана зажила, но на руке остался шрам, который будет меня предостерегать от неосторожного обращения с битым стеклом. Напротив, человек, простивший своему обидчику злой поступок, должен забыть об этом поступке, не вспоминать о нем, не таить в душе своей зла, т. е. не быть злопамятным.
Спасение.
Борьба с грехом, с греховными побуждениями, исполнение заповедей любви Иисуса Христа - путь к спасению души. Существительное спасение от глаголов спасти - спастись. Это приставочные глаголы, производные от пасти. Пасти в исходном значении: водить домашний скот (коров, овец, коз) по тем местам, где произрастает корм для них, следить за ними, чтобы они не разбежались по сторонам, оберегать от опасностей разного рода. Следовательно, семантические компоненты (семы) этого слова: водить, кормить, охранять от опасностей. Эти семы реализуются в производных словах: пастбище, выпас, пастух, пастырь, запас, запасти, припасти, припасы, опасаться, опасный, опасность, опасение, спасти, спаситель, спасательный, упаси (в выражении "упаси Бог"). Сходное семантическое развитие имеем в однокоренном (и.-е. происхождения) латинском слове pasco - пасу, питаю, кормлю, pascuum - пастбище, pastor - пастух, пастырь, pastorаlis - пастушеский (ср. в русском пастораль), pastus - корм, pabulum - пища, корм, pastillus - ароматные лепешки для жевания (ср. в русском паста, пастила). В русских и латинских словах и.-е. корень *pa-; его исходное значение, вероятно, защищать, охранять, ср. в санскрите pa- - защищать; 3-е лицо, ед. ч. pati - он защищает. Можно предположить, что и.-е. pa- мог быть осложнен суффиксом i, и корневое a могло чередоваться с o, тогда его вид был бы pai-/poi-; в этом случае к данному гнезду можно было отнести и греческое poi- в словах poimen - пастух, poimne - стадо, poimaino - пасу, забочусь, берегу, брожу, poimanter - пастух, poimator - вождь, предводитель. Для славянского пасу и латинского pasco можно предположить один и тот же осложненный суффиксом -sk- корень *pa-. В славянских языках упрощение группы sk: *pask-ti > пасти.
Спасение души - путь, ведущий к бессмертию, к вечной жизни, к постоянному cношению с Богом. Путь этот начинается уже в этой, земной жизни. Спасение души дается свыше, это дар Божий. Но мы не можем пассивно принимать этот дар; надо пройти свой жизненный путь так, чтобы в какой-то степени заслужить его [56]. Что же от нас требуется? Стремиться к чистоте душевной, бороться с греховными побуждениями и делами, следовать заповедям Божиим.
Возникает вопрос: не является ли забота о спасении своей души проявлением эгоизма? Не пренебрегаем ли мы при этом заботой о своих ближних? Не совершается ли спасение души за счет блага наших братьев и сестер? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим себе другой вопрос: является ли эгоизмом забота о своем теле? Забота о здоровье своем, занятие спортом, нормальное питание, закаливание своего организма? Совершенно бесспорен ответ: конечно, нет! (Если, конечно, мы при этом не впадаем в излишества, наносящие вред или себе самому, или близким и ближним - увлечение нарядами, перееданием, стремление к излишнему комфорту, роскоши и т. д. В этом случае проявится наш эгоизм). Если разумная забота о благополучии, здоровье своего тела вполне оправдана, даже необходима, то тем более необходимой является забота о спасении своей души. Забота о спасении своей души в принципе исключает всякую возможность эгоизма. В самом деле - молитвы о своих близких, забота о них, внимание к нуждам ближних, подчас самоотверженная помощь находящимся в беде, готовность пожертвовать своей жизнью [57] ради близких и ближних - все это невозможно при эгоистическом образе жизни.
Что спасает: вера или добрые дела?
Спасение - дар Божий. Безгрешных людей нет. Далеко не всегда мы бываем достойны этого дара. Чем мы можем заслужить его: своей верой или добрыми делами? В Новом Завете мы находим, на первый взгляд, два разные ответа:
Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (II, 14 - 17). Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (24).
Апостол Павел в своих посланиях пишет, что человек оправдывается только верою: "Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Послание к Римлянам, III, 28).
На первый взгляд высказывания апостолов противоречат друг другу. Но если вникнуть поглубже, никакого противоречия нет. Во-первых, апостол Павел говорит не о творении добрых дел, а о законе. А Ветхозаветный закон, помимо этических норм, содержит в себе множество установлений, касающихся всех сторон жизни правоверного иудея. В основе Ветхозаветного закона лежит Пятикнижие пророка Моисея. Во-вторых, апостол Павел, безусловно, прав, говоря о спасении верою. Вспомним еще раз разбойника на кресте, творившего в жизни своей только злое. Но будучи распят, находясь возле Иисуса Христа, он уверовал в Него, раскаялся и был прощен Господом: "Один из повешенных злодеев злословил Его (Иисуса Христа) и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. XXIII, 39 - 43). Разбойник, не сделавший в жизни ничего доброго, был спасён внезапно пробудившейся в его душе верою в Бога. Но, с другой стороны, и апостол Иаков справедливо пишет, что вера без дел мертва, имея в виду именно творение добрых дел, а не выполнения всех требований Ветхозаветного закона.