Вспомним сказанное выше о значении слова вера. Вера в Бога - это убежденность в истинности Его бытия, доверие к Нему, надежда на Него и любовь к Нему. Вера без любви - это не вера в Бога. "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Соборное послание апостола Иакова, II, 19 - 20). Любовь же к Богу непременно проявляет себя в творении добрых дел, без них это не любовь. Поэтому по существу никакого противоречия между словами апостолов нет. Приведу замечательные слова апостола Павла о любви: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (I-ое посл. к Коринфянам XIII, 1 - 13).
Святой. Святость.
Слово святой получает разный смысл в зависимости от тех слов, с которыми сочетается: Бог, человек; храм, церковь, икона, жизнь, дело и некоторые другие.
В сочетании со словом Бог это слово обозначает безгрешный, чистый, праведный. Качества эти абсолютны.
Применительно к человеку святой - это особенно близкий Богу, посвятивший всего себя служению Богу и ближним, исполнению заповедей Божиих, молитвенно общающийся с Богом, удостоившийся особой благодати Божией. Но все эти качества не абсолютны, а относительны. Святые (люди) не безгрешны, не свободны от греха подобно Богу.
Святой применительно к предметам означает то, что имеет отношение к Богу: храм - место соборной молитвы Богу, икона свята потому, что изображает Господа нашего Иисуса Христа, Богоматерь и людей, просиявших своей святостью.
Освященная вода называется святой потому, что она символически знаменует ту воду (реки Иордана), в которой крестился Иисус Христос; Святые Дары, бескровная жертва, приносимая во время литургии Богу, - это освященный хлеб и вино, принимая которые, верующие приобщаются Телу и Крови Иисуса Христа.
Святая земля - та сторона, где родился Господь, где Он проповедовал, где Он претерпел крестные страдания и воскрес из мертвых.
Примечание. Мы знаем далеко не всех людей, удостоившихся святости. Многие из них до поры до времени могут оставаться неизвестными. Церковь канонизирует [58] тех, святость которых становится признанной. Надо иметь в виду, что канонизация - это только установление святости. Тот, кто церковью был признан святым, был свят и до этого признания. Известно образное сравнение святых с бесчисленными звездами, сияющими на ночном небе.
В православной Церкви святые именуются угодниками Божиими, праведниками. Среди них различаются пророки. Это особые избранники Божии, которым Господь открывал свою волю, чтобы они возвещали её людям. Апостолы [59] - посланники Божии. Так именуются ученики Иисуса Христа, которых Он посылал на проповедь.
Подвижники, совершившие подвиг, равный апостольскому, именуются равноапостольными (например, равноапостольные просветители славян святые Кирилл и Мефодий).
Мученики, великомученики, страстотерпцы - святые, претерпевшие мучения за веру Христову, а некоторые из них и положившие жизнь ради неё.
Преподобными называются монахи, прославившиеся своею святостью, например, преподобный Сергий Радонежский, именуемый игуменом земли Русской, преподобный Серафим Саровский и многие другие.
Чудотворцами называются святые, получившие от Бога дар чудотворения, например, святитель Николай Мирликийский, чудотворец.
Юродивыми или блаженными именуются святые, принявшие подвиг юродства (юродивый Христа ради - человек, который представляется миру странным, иногда неразумным, но в самом деле исполнен истинной мудрости). Вспомним замечательный образ Юродивого в трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов". Юродивые переносят с величайшим терпением холод и зной, голод и поношения, насмешки, гонения, нередко они получают от Бога дар прозорливости и чудотворения (например, блаженная Ксения Петербургская).
Почитание святых. Молитвы святым.
Святых людей почитают все христиане. В православной и католической Церквах принято обращаться с молитвой не только к Богу, но и к святым. Протестанты чтут святых, но с молитвами обращаются только к Богу. Следует отличать молитву к Богу от молитв к святым. Бог Сам может исполнить нашу просьбу, святых же мы просим ходатайствовать за нас перед Богом, полагая, что они ближе к Богу, чем мы. Обычная форма молитвенного обращения к святому - "моли Бога о нас", например, "Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастись душам нашим" (из тропаря святителю Николаю Мирликийскому, чудотворцу).
Особое место в почитании святых в православной и католической Церкви занимает Мать Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария. Её мы именуем Богородицей, просим о помощи в бедах наших, призываем содействовать нашему спасению. В богослужениях обеих Церквей много специальных служб, посвященных Богоматери, составлено в разное время много молитв. Приведу некоторые из них. (Первая православная, в переводе с церковнославянского на русский язык).
1. Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица, пристанище сирых и защитница странствующих, радость скорбящих, покровительница обижаемых! Ты видишь мою беду, видишь мою скорбь, помоги мне немощному, направь меня странствующего. Беду мою ты ведаешь, помоги мне, как изволишь, ибо не имею иной помощницы, кроме Тебя, ни иной защитницы, ни благой утешительницы, кроме Тебя, о Богоматерь. Да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.
2. Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица: не презри молений наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда. Дева Преславная и Благословенная, Владычица наша, Защитница наша. Заступница наша! С Сыном Твоим примири нас, Сыну Твоему поручи нас, к Сыну Твоему приведи всех нас. Молись о нас, Пресвятая Богородица.
3. Помни, о Всемилостивая Дева Мария, что никогда никто не слышал о том, чтобы прибегающий к Тебе, ищущий Твоего заступничества, был Тобою оставлен. Исполненный такого упования, я прихожу к Тебе, я прибегаю к Тебе, изнемогая под бременем моих грехов, припадаю к Твоим стопам. Не отвергни моих молений, Мать вечного Слова, но благосклонно внемли им и исполни мою просьбу. Аминь (Молитва св. Бернарда (XI в.)) .
Происхождение слова святой.
Понятие святости, святого прежде отличалось от современного. У древних евреев - это избранный, правильно верующий. Так называли они себя в отличие от язычников; ранние христиане именовали себя святыми (в значении избранник, правильно верующий), отличая себя от иудеев и язычников, не верующих во Иисуса Христа. Существуют разные этимологии этого слова. Мне представляется наиболее вероятным и удачным сближением по корню слова святой со словом свет (свhтъ). Святой, следовательно, в исконном значении светлый, сияющий, чистый. И.-е. корень слова свет (свhтъ) - *k'uoit-, в общеславянском дифтонг oi > h; возможно предположить вставку инфикса n, который в сочетании с предыдущим гласным e (h) дает э носовое; в старославянском святъ, в русском э носовому соответствует а с предшествующим мягким согласным: свят. Былое родство слов свят и свhтъ, возможно, отразилось в традиции изображать на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, святых с сиянием вокруг головы, называемых нимбом (латинское nimbus - облако).
Заглянем в греческий, латинский и древнеиндийский.
В греческом святой agios, agneia - святость, чистота, непорочность, agnizo - освящать; кроме того, святой обозначается словом agnos (также непорочный, священный). Исконный корень в этих словах ag-, тот же корень в санскрите, с начальным йотом: yaj - (ядж), в греческом языке начальный йот изменился в h - густое придыхание. Yaj - приносить жертву, совершать жертвоприношение (3-е лицо ед. ч. yajati), yajana - жертвоприношение, yajas - почитание, преклонение; yajna - жертва, жертвоприношение; набожность, благочестие; yajniya - божественный, святой.
Вероятно, значение жертвы восходит к более раннему значению 'святой, божественный, достойный поклонения'.
В латинском святой - sanctus. Это слово также обозначает священный, безупречный, добродетельный, незыблемый. Sanctitas, atis - святость, благочестие, непорочность, нравственная чистота. Производящим словом является глагол sancio, sanxi, sanctum, sancire - 1) твердо устанавливать, узаконивать, предписывать; 2) подтверждать; 3) запрещать; 4) делать незыблемым, освящать.
Sanctio, -onis - 1) нерушимый закон; 2) строжайшее постановление; 3) закон с указанием кары за его нарушение (ср. в русском слова латинского происхождения - санкция, санкционировать через немецкий язык).
Исходный вид корня sac- [61], он представлен в словах sacer, -сrа, -crum - 1) посвященный; 2) священный, святой; 3) великий; 4) внушающий благоговение; 5) обреченный подземным богом, преданный проклятию. Sacro, sacravi, sacratum (I спр.) - 1) освящать; 2) посвящать; 3) предавать проклятию. Sacrifico - (из sacrum facio - буквально делать святым) - совершать жертвоприношение, священнодействовать. Sacrificium - жертвоприношение, священнодействие.