Смекни!
smekni.com

Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения (стр. 6 из 17)

Приведем замечательную молитву святого Франциска из итальянского города Ассизи (1182 - 1226 гг.), в которой Франциск, почти ослепший, тяжело больной, прославляет Творца за созданный им мир: "Высокий, добрый, всемогущий Боже, Тебе хвала, и слава, и все благословения: благословенны, Господи, с Тобой Твои создания, особенно и прежде всех брат солнце, что греет нас и веселит Тебе на славу. Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе - Тебя он, Высочайший, отраженье. Твои, о Господи, сестра луна и сестры звезды - Ты создал в небе их пресветлых, драгоценных. Благословен будь и за брата ветра, за дождь, и ясный день, и всякую погоду, какой даруешь Твоим тварям пропитанье. Благословен будь за сестрицу нашу воду, что так щедра, смиренна, драгоценна и невинна. За брата нашего огня благословен будь, Боже, которым освещаешь ночь беззвездну... Благословен будь, Господи, за матерь нашу, землю, что кормит и растит нас, дает плоды, и пестрые цветы, и травы".

Православный священник Григорий Петров, скончавшийся в 40-х годах в заключении, написал вдохновенный акафист [33], названный им "Слава Богу за все" [34]. Приведем из него некоторые молитвы: "Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоуханный ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротечной красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуиа!

Как Ты прекрасен в торжестве весны! Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти... Слава Тебе за радушие и ласку всей природы... Слава Тебе за глубину Твоего разума, отпечатленного во всем мире... Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни. Слава Тебе за надежду бессмертной идеальной нетленной красоты. Слава Тебе, Боже, во веки...

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня... Слава Тебе за светлые минуты моей жизни, слава Тебе за ясные радости сердца, слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать. Слава Тебе, Боже, во веки".

Молитвенно славит Творца великий подвижник, мужественный исповедник веры православной, испытавший гонения, заключение в концентрационных лагерях, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Архиепископ Лука был крупным ученым, талантливым врачом-хирургом, автором ряда известных работ по хирургии. Им написана замечательная книга: "Дух, душа и тело". Архиепископ Лука в ней пишет: "Мы говорим, что Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах. Теперь скажем, что не без творческого воздействия Духа создаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты души, созидаемой Духом... Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну разве не очевидно, что это некая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы" [35].

Богооткровение в Священном Писании.

Наиболее полно вещает нам Бог в Священном Писании - в Библии. Библия состоит из двух основных частей: Ветхого и Нового Завета. Слово за-вет имеет корень вhт-, представленный в ряде слов русского языка: вещать, вещание, отвечать, ответ, в древнерусском слове вече (народное собрание в Новгороде). Корень вhт- встречается и в сочетании с приставкой об-: обет, обещать. Этот корень соотносится с представлением о речи. Завет - сказанное, решенное, предназначенное для исполнения, наказ, завещание, договор, обетование.

Священные книги, написанные до рождения Иисуса Христа, называются Ветхим Заветом (ветхий, древнерусское ветъхъ, сравним латинский vetus, -eris - старый, греч. etos - год, из *uetos), книги Нового Завета составлены в I веке.

Книги Священного Писания написаны людьми, но написаны они по вдохновению от Бога, поэтому называются они боговдохновенными или богодухновенными (по-греч. theopneustos). Ветхий и Новый Завет, взятые вместе, называются Библией. Библия - слово греческое, но в русский язык пришло из латинского в XV веке. По-гречески to biblion - книга, мн. число - biblia, но форма мн. числа ср. рода на -а при заимствовании латинским языком была осмыслена как ед. число жен. рода - biblia - книга (ударение на первом слоге). Исходное значение греческого biblion - лист, письмо; это слово образовано от biblos - кора папируса, книга. Предполагается, что в греческий оно проникло из финикийского, в котором образовано от наименования финикийского портового города на берегу Средиземного моря Библ, из этого города в древности в Грецию доставлялось кора папируса.

Слово Евангелие - греческое. В переводе - благая весть. Так именовалась благая весть о спасении, провозглашенная Иисусом Христом. Позже такое наименование получили записи апостолов, в которых повествовалось о жизни и учении Господа Иисуса Христа (в греческом aggello - возвещаю, eu- приставка со значением благо: eu-aggelion - благо-вестие).

Не следует думать, что книги Священного Писания написаны под диктовку Святого Духа. В них божественное дано сквозь призму человеческого, через призму сознания, мировоззрения, характеры составителей книг Священного Писания. Многое в этих книгах дано применительно к возможностям их авторов, а говоря шире, - к той эпохе, когда они жили.

Поклонение Богу. Почитание Бога.

Формы поклонения Богу, Его почитания многообразны. Прежде всего, к ним относится молитва, которая является проявлением любви человека к Богу, желания общения с Ним, выражением доверия к Нему, надежды на Него. Почитание Бога предполагает следование Его заповедям, выражается оно также и в исполнении определенных обрядов, устанавливаемых Церковью.

Молитва.

Это слово не имеет бесспорной этимологии. Мне представляется более вероятным отражение в нем древнего и.-е. корня mel/mol, осложненного суффиксом d: meld/mold, корень был связан со значением 'мягкий, нежный' [36]. Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как *molditi - 'делать мягким, смягчать, умягчать', затем в этом слове произошла перестановка (метатеза), оно изменилось в *modliti, от этого глагола образовалось существительное *modlitva. В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском molic, modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва, в сербском мoлитва. Исторически являются родственными слова молить, умолять и молод, молодой. Молодой первоначально означало мягкий, нежный (ср. молодая зелень); общеславянское звучание корня этих слов *mold (русское молод, старославянское младъ).

Итак, смысловой переход в слове молить - делать мягким, умягчать > просить (ср. "Он смягчился" - т. е. перестал гневаться, стал добрым, благожелательным) [37].

Есть другое объяснение происхождения слов молить, молитва. Исходным значением этих слов предполагается молить, излагать, возвещать просьбу божеству. Считается возможным сблизить по корню эти слова со словами молва, молвить. Как и в первом объяснении корень сливается с суффиксом d, откуда имеем mold - molditi > modliti (метатеза) [38].

В религиозной лексике глагол молить обычно употребляется в возвратной форме - молиться, отлагательное существительное молитва. Молиться - обращаться к Богу, молитва - обращение к Богу. Надо помнить, что молитва - это не требование (этим она отличается от магического заклинания, заговора), молитва - это смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу, она выражает духовное устремление к Нему. Молитву называют беседой души с Богом, она выражает душевный порыв ввысь. По своему содержанию молитва может быть различной. Она содержит просьбу к Богу о помощи, или прославляет Бога, или выражает благодарность Ему, или наше раскаяние в содеянном грехе и нашу мольбу о прощении.

Молитва может быть выражена своими словами, или готовыми текстами молитв из молитвословов (молитвенников). Молитва может быть и без слов. Слова становятся как бы ненужными: душа в горячем порыве устремляется ввысь, к Богу, такая молитва - безмолвное преклонение перед Богом, в терминологии Западной Церкви она называется адорацией (от латинского adoratiо - поклонение, глагол ad-oro, adoravi, adoratum, are - взывать, молить; чтить, поклоняться).