Смекни!
smekni.com

Основные условия, когда вред является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности (стр. 5 из 7)

По делу было принято следующее решение: иск Зайцевой О.В. удовлетворить частично. Взыскать солидарно с Лисенкова В.В. и Зайцева А.В. в пользу Зайцевой Ольги Валентиновны в счет возмещения причиненного материального ущерба: 55 410 рублей, как стоимость затрат по восстановлению автомобиля «MITSUBISHIDELICA»; 3 000 рублей, как затраты на оценку стоимости работ по восстановлению указанного автомобиля; 25 405 рублей, как понесенные убытки; а также взыскать в счет возмещения понесенных по гражданскому делу судебных расходов: 2276 рублей 30 копеек, как расходы по уплате государственной пошлины; 350 рублей, как затраты на изготовление копий документов для вручения ответчикам; и 6000 рублей, как плата услуг представителя, а всего взыскать 92 441 рубль 30 копеек. В остальном иске Зайцевой О.В. отказать. Лисенкову В.В. в иске к Зайцевой О.В. о возмещении суммы прямого действительного ущерба, недополученных доходов и компенсации морального вреда, отказать.

Если вред причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, то при решении вопроса об имущественной ответственности их владельцев друг перед другом необходимо исходить из общих оснований ответственности, установленных правилами ст. 1064 ГК. При этом надо иметь в виду следующее: а) вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным; б) при наличии вины владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается; в) при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени виновности каждого; г) при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение[15].

Глава 3. Вред как умаление нематериальных благ

3.1 Вред, причиненный жизни или здоровью человека. Экологический вред

Все чаще мы слышим о экологических катастрофах. В данном разделе мне не хотелось действовать стандартно, поэтому здесь я хочу уделить внимание такому основанию гражданско-правовой ответственности, как экологический вред. Это связано в связи с ухудшением в принципе экологической обстановкой в мире, также негативным изменением состояния природных объектов, повреждением здоровья и имущества граждан в результате хозяйственной деятельности.

Экологический вред – это материальный вред, причиняемый государству, юридическим или физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой вред выражается в утрате жизни или повреждении здоровья человека, утрате или повреждении природных объектов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, природных объектов и ресурсов, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсацию потерпевшим (реальный ущерб), а также в стоимость недополученных доходов в результате утраты природных ресурсов – источников природного сырья (упущенная выгода). Все это позволяет отнести экологический вред к виду имущественного вреда, но в то же время он занимает определенное место среди вреда как умалении нематериальных благ, потому что частью экологического вреда может быть также причинение физическим лицам нравственных переживаний в связи с утратой здоровья, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья било в связи с заболеванием.

Интересен тот факт, что промышленные объекты, подпадающие под действие ФЗ от 21 июля 1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и гидротехнические сооружения (плотины, здания ГЭС, туннели, каналы, насосные станции и т.д.), подпадающие под действие ФЗ от 21 июля 1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений», отнесены к источникам повышенной опасности. В соответствии с этими законами эксплуатирующие организации обязаны в целях возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, имуществу других лиц и окружающей среде в результате аварии, застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда здоровью, жизни и имуществу. Ответственность не наступает, если авария возникла вследствие непреодолимой силы – стихийных бедствий, военных действий или умысла потерпевшего[16].

Нарушение экологического права на благоприятную окружающую среду влечет ответственность и обязанность возместить ущерб, причиненный экологическим правонарушением. Содержание конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, сводится к правомочию каждого требовать, чтобы государство в законодательном порядке установило ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Государство не может считаться нарушившим права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 1079), ни Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" не препятствуют возмещению такого вреда. Так например, Закон Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не устанавливает критерии благоприятной окружающей среды и не предусматривает ответственность за возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Возмещение ущерба гражданам, пострадавшим от аварии на производственном объединении "Маяк", в соответствии с названным Законом осуществляется в особом порядке, без необходимости доказывания наличия причиненного экологическим правонарушением ущерба[17].

Также причиной гражданско-правовой ответственности государства явилась всем известная авария на Чернобыльской АЭС 1985г. В связи с этим был принят закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Принимая этот закон, федеральный законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы и принимает на себя обязанность возмещения причиненного ею вреда. Такой вред, как реально невосполнимый и неисчисляемый, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению, что вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 года "Об использовании атомной энергии"[18].

Экологический вред как одно из условий наступления гражданско-правовой ответственности может в ближайшем будущем приобрести большее значение, потому что, к сожалению, все чаще происходят катастрофы больших масштабов, что влечет причинение вреда здоровью, а в последствие и жизням граждан.

3.2 Моральный вред

Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда. Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу определения размера компенсации. Как отмечено в Постановлении пленума Верховного суда РФ, поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных гражданину нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

П.1 ст.1101 ГК РФ предусматривает единственную форму компенсации морального вреда – денежную, в которой суд может взыскать компенсацию с причинителя вреда. Однако это не означает, что причинитель не может добровольно, не дожидаясь предъявления иска, совершить действия, направленные на сглаживание перенесенных потерпевшим страданий (уход за потерпевшим, оказание иной помощи, передача какого-либо имущества). Такого рода действия обязательно будут учтены судом при определении размера компенсации, если потерпевший все-таки предъявит соответствующий иск. Следует отметить, что добровольная компенсация морального вреда отнесена в п. «к» ст. 61 Уголовного кодекса РФ к числу обстоятельств, смягчающих наказание.

Как отмечает Эрдлевский А.М., позитивная часть этого постановления выглядит менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер и объем нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не предполагают возможности их дальнейшего разделения по категориям. Как показывает анализ решений, суды в большинстве случаев не устанавливают, какие виды страданий перенес истец и в чем они конкретно выражались, и не обосновывают определяемый ими размер компенсации морального вреда[19].