" Вы простудитесь сказала она, машинально защипывая поплотнее платок, и я понял, что отец любит эту девушку, что она балованная и забавная, но добренькая. Простудитесь, потому то ходите с расхлестанным воротом. Подите-ка сюда, гражданин".
Встреча героя с девушкой на Сенном рынке образовалась из подлинного случая".
Фактическое происхождение этого эпизода описано в воспоминаниях вдовы писателя. Она рассказывает, как Грин, бывало, отправлялся на толкучку Александрийского или Кузнецкого рынка продать что-нибудь из вещей, чтобы купить дрова или другое необходимое в хозяйстве. Там он стоял, посиневший от холода, с видом несчастной отрешенности. Однажды она пришла за ним, заколола ему ворот пальто с булавкой, поцеловала и уговорила идти домой. ( Из этого случая своей жизни Грин пошел в рассказе к большой теме целительного доверил между людьми).
Брошенный банк, где находит временное пристанище герой, также взят из реальной жизни писателя. "Здание банка находилось неподалеку от Дома искусств, в пустынные лабиринты его коридоров и залов отправлялись обитатели Дома за горючим для своих печей и писчей бумагой для себя. Часто на исходе дня Грин возглавлял эти вылазки. Банк впоследствии стал фантастическим фоном "Крысолова".
Главный герой после выздоровление выходит из больницы и узнает, что у него отобрали жилье, вскоре он встречает знакомого с туго набитым портфелем, и тот ему указывает на здание банка как на временный приют. Ночью мозгу героя, истощенному болезнью, голодом и бессонницей, начинают чудиться жгучие призраки.
Случай привел бездомного героя в хаос канцелярского запустения, в "спящие громады банка". Блуждая по коридорам и комнатам, герой останавливается в одной, с продавленным диваном, камином и шкафом, где неожиданно обнаруживает запасы дорогой провизии, редкой по тем временам, и скопище крыс".
В рассказе "Крысолов" размыты границы между сном и реальностью. Я думаю, что состояние сна у героя наступило после того, как он, устав от блужданий по коридорам банка, останавливается в одной, где устраивает себе ночлег. Хотя, как он сам утверждает: "Я лежал, подпирая голову затекшей рукой, без всякого желания задремать. Все мои усилия в эту сторону были равны притворству актера,", все же физиологической потребности в сне нельзя препятствовать, ведь в процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, они активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию, В случае героя "Крысолова" было практически не возможно не уснуть, так как утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Также, находясь в комнате в состоянии лежа, герой "Крысолова" смотрит на огонь, полыхающий в камине, и выкуривает множество сигарет, чтобы как-то заглушить голод. Доказано, что при каждой затяжке у курящего человека нарушается обогащение крови кислородом: часть гемоглобина прочно соединяется с угарным газом и не может участвовать в нормальном дыхании. В результате клетки организма не получают необходимого количества кислорода и не могут избавиться углекислого газа. Это приводит к ослаблению организма, к чувству спокойствия, что же касается действия света на психику человека; как только стемнеет, тело становится очень чувствительным к свету. Поэтому мерцающий свет огня из камина (или свечи) действует стимулирующе, придает чувство равновесия.
Расслабляющее действие сигарет в сочетании с обстановкой, вызывающей в мозгу химическую реакцию, повышающую уровень серотонина - гормона удовольствия, что могло привести, учитывая физическое и моральное состояния героя, к провалу в сон, а видения, связанные с сильным стрессом, который пережил герой; последствия болезни, истощение, одиночество, психическое утомление - все это сказалось на его состоянии.
Американский психиатр из штата Вирджиния профессор Брюс Грэйсон внес свою лепту в изучение видений, связанных с чрезвычайными стрессами и депресиями, в том числе "посмертных". Как правило, пациенты, которые особенно настойчиво отказываются признать, что их видения - галлюцинации, считаются психически больными. Профессор Грейсон недавно опубликовал в журнале "Ланцет" результаты исследований, которые не согласуются с общепринятой среди его коллег точкой зрения. Он исследовал 134 пациента, испытавших видения. Профессор Грейсон убедился, что нет ни малейших оснований, считать душевно больными, которые что- то видели и сохранили об это ясные воспоминания. Он предполагает, что эти видения - следствия сильной реакции психики на чрезвычайный стресс, каким, например, является отделение душ от тела. Внимание человека сосредоточено на этом событии, а восприятитие всего остального заблокировано. Можно предположить, что жгучие признаки, фантастические крысосущества, темные коридоры, полные опасностей, скрытых за каждым углом - все это раздражало чрезвычайно напряженный головной мозг героя "Крысолова", на который обрушилось волнение, страх и мысли об ухудшении физического состояния, вызванном сильным чувством голода - это и привело к фантастическим видениям. Уже известно, что сильнодействующий наркотический препарат кетамин вызывает у человека состояние, близкое к "посмертным видениям". Одна из теорий базируется на предположении, что в некоторой части нейронов накапливается большое количество кетамина.
Обнаружено, что в это время в организме резко повышается уровень нейротрансмиттеров - так называемых гормонов счастья, например, серотонина. Это вещество переносит между нервными клетками добрые сообщение, делал нас счастливыми. Фенилэ- тиламин- вещество, которое перестраивается в организме в опиат, унося грусть и поднимал настроение. Не под воздействием ли этих гормонов находился герой "Крысолова", когда сказал: "Съев все, что взял, а затем тщательно уничтожив остатки пира, я почувствовал, что этот вечер хорош"? Если учитывать его состояние и то, что найденная еда была ведением или сном, то проведенным им вечер в банке нельзя назвать хорошим. Но он все же изрек это оптимистическое замечание.
Ведение героя "Крысолова", в какой-то степени, можно сравнить с "посмертными" видениями, я не имею в виду, что его душа отделилась от тела, как это было в рассказе "Бирка", и готовилась уйти в мир иной, но все же вернулась обратно раздавать свои земные долги. Я не про это, а про то, что зрители - слуховые видения героя могли быть вызваны сильным истощением, которое побудило героя сконцентрироваться на мысли о том, что в его в состоянии могут произойти изменения, грозящие жизни.
В тексте на жизнь героя покушались два раза. Первый раз- это произошло еще в банке.В ночной темноте появляется таинственная женщина. Задумав погубить героя, она влечет его в залы и переходы, где он продил днем и где теперь за каждым поворотом ему чудиться гибельный рийск. Второй раз-это произошло, когда герой спешит к доброму делу - он хочет предупредить Крысолова об опасности- возникает преграда, обманно плачущий мальчик с хищной улыбкой, который, по моему предположению, мог его укусить, ведь укус "перевертышей", коим он являлся, по словам Крысолова вызывает медленное гниение заживо. Хотя в тексте не говориться, что крыса в образе мальчика укусила героя "Крысолова", но после того, как он освобождается от "перевертыша" и спешит на помощь в дом знакомой девушки, то обнаруживает, что пола пальто надетого на нем порвана. Он начинает размышлять над тем, где мог ее порвать. И приходит к мысли о том, что пальто было цело, когда он спешил в дом Крысолова.
Сходство с "посмертными" видениями также обнаруживается в том, что во сне героя "Крысолова" было много общего с видениями людей, которые действительно находились в состоянии клинической смерти. Во-вторых, присутствовали так называемые "общие места", как, например, тоннель, коридор, темное помещение, лабиринт. Во-вторых, некоторые элементы сходства: странные звуки, вздохи, стоны, голоса, шаги, скрипы, шелесты, скрежеты, смех и др. "Я слышал смех, возгласы, передвигание стульев, неразборчивые отрывки бесед, спокойный гул нижних дверей." Уверенно звенела посуда; кашель, сморкание, цепь легких и тяжелых шагов и мелодические лукавые интонации," В-третьих, присутствовало, так называемое, "небесное сияние". "Засиял свет, швырнув из дверей в двери всю доступную глазам даль. Стало светло как днем.". В- четвертых, как и в типичных примерах об "экскурсиях на тот свет" имеют место быть либо люди в балахонах, накидках, мантиях, либо нереальные существа в человеческом облике. Подобные существа - "перевертыши" задействованы в "Крысолове". Крысы, которых герой с отвращением увидел в шкафу с провизией, ночью обратились в людей. "Жаргон тюрьмы, бесстыдство ночной улицы, внешний лоск азартной интриги и оживленное многословие нервно озирающейся души" - таков был подлинный "оркестр", которым дирижировал некий "Освободитель". Нетрудно ощутить в этой атмосфере стиль разнохарактерных преступных заговоров, которыми была полна послереволюционная действительность Петрограда. "У Грина был замысел романа "Король мух". Мухи плодились вокруг и загаживали все прекрасное. Роман не был написан, а в "Крысолове" образ обыкновенных крыс, пожирающих провизию, припрятанную для банкета, и образы воинствующих паразитов в облике людей, соучастников ночного пиршества, невольным свидетелем которого становится герой, символизируют, сливаясь в его разгоряченном сознании, поход против человечности и красоты. Отвратительное хищничество грызунов соединяется с мстительной разнузданностью заговорщиков, объявляющих смерть Крысолову. Петроградский Крысолов ничем не напоминает классического мальчика с музыкальной дудочкой из детской сказки (из сказки о приключениях Нильса Хольгерсона по Швеции), увлекшего хищных грызунов за пределы города. Крысолов Грина - беспощадный истребитель зловещих паразитов, символизирующих распад и запустение. Очень важно и то, что Крысолов оказался отцом девушки, освоодившей город от "заволокнутости сознания". С ее ясным и деятельным образом связаны все его надежды, жажда гармонии, стремление к прекрасному и борьба за прекрасное.