Подобная светопись присутствует в рассказе Грина "Черный алмаз", в котором в "черном оттенке" показан главный герой- каторжник Трумов, а в "белом" - преуспевающий музыкант Ягдин, но здесь черно-белая светопись не отображает добро и зло, а наверное, даже наоборот, изящный, свободный, богатый и талантливый Ягдин уличается Грином в том, что использует искусство, а точнее -музыку, которую Грин считал "неким образом могущества, разрывающего тишину", в корыстных целях. Трумову же, автор сочувствует и, как ярый человеколюб, дает своему герою шанс еще раз счастье в жизни.
В двух этих рассказах для противопоставления прямо противоположных черт характеров действующих лиц используется один из художественных приемов - антитеза.
В более позднем творчестве А.С. Грина, например, в "Крысолове" произошло изменение видения мира писателем. От необычайной сгущенности романтического Грин перешел к изображению "непридуманности придуманного". Придельная интенсивность фантазий, красок, романтики сменилась потерей цвета. В "Крысолове" А.С. Грин открылся читателям в черно-белом Петрограде 20-х годов: обстановке суровой, мрачной, соответствующей времени реальности. Петроград 20-х годов это черно-белый город, отказавшийся от старой жизни и начинающий новую.
В "Крысолове" выделяются два пласта мира: крысиный (черный) и человеческий (белый). Примеры атрибутов "черного" мира - чернильницы, черная болванка, темная теснота полок, черная колонна, серый платок, темный угол, черный буксир, черные огромные глаза, черная гвинейская крыса. "Белый" мир - белеющая бумага, белая магия, белый глухой проход. Столкновение миров - полутьма белых стен.
Заброшенное здание банка предстает в рассказе в качестве миниатюрного изображения Петрограда, может быть и всей России (", передо мной развертывался своеобразный пейзаж, местность, даже страна"). Какой же был образ этой страны? И герой отвечает сам: "Едва начав обход, уже сравнил я это место с лабиринтом. Все было однообразно - вороха хлама, пустота там и здесь, означенная окнами или дверью, и ожиданием многих других иных дверей, лишенных толпы".
III. Символика чисел в рассказах А. С. Грина
Идея о существовании некой связи букв и чисел возникла в далекие времена. Доподлинно известно, что в древнееврейском, древнегреческом, арабском алфавитах все буквы имели свои числовые эквиваленты. Однако время не только способствовало развитию науки о числах, но и сыграло с ней злую шутку - за минувшее тысячелетие появилось множество различных теорий и способов объяснения этой версии. И сегодня можно найти сторонников самых удивительных и сложных систем, изучающих скрытые нити, скрепляющие буквы, числа и карты Тарот.
Значительная часть возникшей в результате этого неразберихи может быть устранена, если мы вспомним, что нумерология, - прежде всего наука о числах, а уж потом обо всем остальном.
Поэтому современные нумерологи отдают предпочтение упрощенному числовому и алфавитному коду, разработанному великим древнегреческим математиком и мистиком - Пифагором и его последователями.
Если читать "Рассказ Бирка" и по мере прочтения выписывать цифры, то они будут записаны в интересной закономерности: 5 чувств, трое полицейских, 5 секунд, 20 шагов, 20 чувств, 24 года, 7 часов, 6 лет, 6 дней, 7-й день, 2 человека, не больше 2-х шагов, пятиэтажный дом, 5 раз, двое, одного, оба, остался один, 2 отверстия, 1 минута, разговор двух, 5 минут, 10 шагов, 2-ой раз.
Получается так, что у каждой цифры имеется пара и все пары поочередно сменяют друг друга (5-5, 20-20, 6-6, 7-7,) Каждое число А. С. Грин употребляет в своем произведении два раза.
Цифра 2 - это число столкновения двух противоположностей. Можно предположить, что через числовую закономерность А. С. Грин указывает на то, что у его героя - Бирка "духовное тело" было не в ладу с "физическим телом", то есть внутренний мир гароя не совпадал с внешним - это и есть столкновение двух противоположностей. Но какой из этих миров был сильней, то есть преобладал над другим?
Подсчитав, сколько раз в тексте употребляются слова, обозначающие внутренний мир, а сколько внешний (физический), получились следующие данные:
(а) душа - 5 раз
дух - 3 раза
сознание - 3 раза 11 раз (" передатчик" по теории доктора Сэма Парниа)
(б) интеллект - 1 раз
мозг - 1 раз
разум - 1 раз
рассудок - 1 раз 4 раза ( " приемник- преобразователь" по теории доктора Сэма Парниа)
Из этого можно сделать вывод, что духовное "я" у Бирка преобладало над физическим "я", поэтому овладеваемое жаждой приключений, стремлением приукрасить жизнь, внести ранее не испытанные ощущения, сознание Бирка отделилось от тела.
На протяжении всего произведения настроение Бирка периодически менялось в зависимости от его местонахождения или оттого, что он делал. На основании этого можно построить график изменения настроения, который показывает изменения души главного героя:
Период детства (возвышенное настроение, беззаботная жизнь - достаток в материальном смысле)
IV глава
"В западной литературе Грин-психолог ищет не просто фабульную обостренность, заманчивые сюжетные коллизии, экзотику: необычные обстоятельства приоткрывают необычные грани человеческой натуры, обостряют драматизм повествования, демонстрируют интеллектуальные возможности героя (и автора). Всему этому Грин учился у Э. По, Р. Стивенсона, Д. Лондона, Гофмана, Джозефа Конрада, П. Мериме, Киплинга, Хаггарда. И "учеба" его начисто лишена подражаемости - насколько серьезно, переосмысливаются, включаются в совершенно иной контекст запавшие в творческое сознание Грина сюжетные схемы и образные идеи". (Владимир Ковский)
Очень показательны в этом плане "взаимоотношения" Грина с Г. Уэллсом. Вряд ли Грин мог не знать рассказы, в которых английский прозаик явно предвосхищает его излюбленную тему - существования иного, фантастического мира, параллейного реальному и находящегося буквально "под руками": "Волшебная лавка", "Дверь в стене", "Замечатеьный случай с глазами Дэвинсона". Но, обращаясь к этой теме, Грин оказывается куда более фантастом, чем Уэллс, и заходит в ней куда дальше героев Уэллса, всегда остававшихся по эту сторону "двери" и не решавшихся открыть ее. Да и сама фантастика Грина в корне отлична от уэллсовской. Уэллса интересует "технология" чудесного ("двойное зрение" Дэвинсона объясняется электромагнитным "сотрясением сетчатой оболочки глаза"). Грина же - исключительно его психология, его этические последствия (человек летает, потому что способен летать, потому что готов одарить своей чудесной духовной способностью весь мир).
"Чудесные или мистические события превращаются под пером Грина либо в чисто фабульный прием, либо в этико-философскую метафору, и своей "целенаправленностью" фантастически необъяснимое у него, кстати, резко отличается от мистически необъяснимого у Э. По ("Маска Красной смерти", "Падение дома Эшеров"), которого считали духовным отцом русского романтика". (Вадим Ковский).
"Грин любил "безумного Эдгара", с портретом которого расстался лишь в Финляндия, где его застала Февральская революция, но мнение, что он подражал ему и всем перечисленным писателям, неверно: Грин многих из них узнал, будучи уже сам вполне сложившимся писателем".
Он очень ценил Мериме и считал его "Кармен" одной из лучших книг в мировой литературе. Грин много читал Мопасана, Флобера, Бальзака, Чехова (рассказами Чехова Грин был потрясен). Он часто перечитывал биографию Пушкина, а в зрелом возрасте чтением энциклопедий.
IV. Заключение
"Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и "чувства высокого", свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Александр Грин. Грин говорил, что " вся земля со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть". (Константин Георгиевич Паустовский).
Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Список литературы
1.Амлинский В. Новеллы/Составление и предисловие. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 416с.
2.Ковский В. Е. Психологические новеллы/Сост., вступ. ст. и примечания В. Е. Ковского. - М.: Советская Россия, 1988. - 448с.
3.Михайловой Л. Блистающий мир/Послесловия. - М.: Мол. Гвардия, 1980 - 400с.
4.Паустовский К. Г. Наедине с осенью/Портреты, воспоминания, очерки. - М.: Советский писатель, 1972. - 448с.
5.Паустовский К. Г. Романы/Ст. и примеч. - М.: Дет. Лит.,1988. - 430с.
6.Плотников С., Богомолова В. Жирное собрание заблуждений//Комок "15 - Красноярск, 2001 - 32с.
7.Сиднева Г. Посмертное сознание.//НЛО "14 - С.-П.,2001 - 16с.
8.Топорков А. Предсказание судьбы. - М.: 1990 - 48с.