Смекни!
smekni.com

Особенности психологизма А. С. Грина на примере рассказов "Крысолов" и "Рассказ Бирка", "Зеленая лампа" (стр. 1 из 4)

Особенности психологизма А. С. Грина на примере рассказов "Крысолов" и "Рассказ Бирка", "Зеленая лампа"

Введение

В целом ряде своих рассказов Грин черпает материал и интригу в специальных работах по психологии и психиатрии, с которыми писатель, судя даже по прямым упоминаниям в тексте, был хорошо знаком и которыми пользовался в 20-е годы на русский язык широко переводились и Фрейд, Рибо - и Крафт-Эбинг). В "Отравленном острове", например, "гипотеза массовых галлюцинаций" подкреплена ссылками на Рибо, а "страх жизни" охарактеризован как "особый психологический дефект", подробно исследованный Крафтом. Сюжет рассказа "Ночью и днем", вероятно, возник из изложенной Рибо теории Миерса: "Каждый из нас, кроме явного, сознающего себя "я",содержит в себе несколько других "я", которые пребывают в скрытом состоянии, за порогом сознания"*. В жанре "загадочных историй" описано у А.С. Грина множество явлений, которые проходят сегодня по ведомству неизвестного тогда понятия парапсихологии; внушение и чтение мыслей на расстоянии (" Преступление Отпавшего Листа "); творческая реализация личности под гипнозом (" Сила непостижимого"); чудеса самовнушения ("Загадка предвиденной смерти"); Нередко сюжеты "историй" опираются на медицинский диагноз, который любой психиатр без труда установи лбы по поведению персонажей: амнезия ("Возвращенный ад "); почти клинический случай депрессии (глава "Вечер" в "Наследстве Пик-Мика"); "двойная ориентировка" ("Рассказ Бирка").

Иногда мастерство писателя-психолога видится в его способности изображать психические явления так, как они протекают в реальной, в соответствии с закономерностями, установленными психологией как наукой. Это свойство литературы удобно обозначить термином психологическая достоверность.

Психологическое изображение у Грина становится основным способом, с помощью которого познается изображенный характер. Как результат - психологическое изображение становится весьма изощренным, тонким и глубоким, не ограничивается общим схематическим рисунком внутреннего состояния. У Грина преобладает прямая форма психологического изображения, с помощью которой полно и подробно изображаются такие душевные и мыслительные процессы, которые не находят себе выражение. Например, из рассказа "Крысолов": "сто сил человеческих пряло и гудело во мне, когда, воззрясь на номер аппарата, я вел память сквозь вьюгу цифр, тщетно пытаясь установить, какое соединение их напомнит утерянное число", "тревожное оживление, подобное блеску магния среди тьмы, скручивало мою нервную силу в гулкую при малейшем впечатлении тугую струну,"

В "Крысолове" использована специфическая форма психологического изображения - видения. В рассказе раскрывается состояние между сном и явью, фиксируется причудливая игра образов сознания, процессы ассоциаций.

Авторское изображение в новелле "Рассказ Бирка" - специфическое. В повествование введен персонаж - двойник, в котором материализуется какая-то часть сознания самого героя, его подсознательные представления о самом себе, подавленные желания, волевые импульсы.

Для достижения количественного увеличения деталей в психологических произведениях используют подробности мыслительных процессов, нюансы чувств, эмоций, разложение на составляющие волевых импульсов. Пример из "Крысолова": "Мной овладели смутные представления, странные, как странен был этот гул провода, действующего в мертвом доме. Я видел узлы спутанных проводов, порванных шквалом и дающих соединение в неуследимых точках своего хаоса; снопы электрических искр, вылетающих из сгорбленных спин кошек, скачущих по крышам; магнетические вспышки трамвайных линий; ткань и сердце материи в виде острых углов футуристического рисунка. Такие мысли - видения не превышали длительного толчка сердца, вставшего на дыбы; оно билось, выстукивая на непереводимом языке ощущения ночных сил". В этом эпизоде изображаются моменты внутренней жизни, не нашедшие выражения в поведении. Это догадка, ассоциации, интуиция.

*Рибо Т. Творческое воображение. - Спб.,1901-С.303-304.

I. Применение теорий современных психиатров С. Парниа и Б. Грейсона в новеллах "Рассказ Бирка" и "Крысолов"

"Рассказ Бирка" - это один из рассказов, вышедшего в 1915 году сборника так называемых "загадочных историй". В нем рассказывается о человеке по имени Бирк, который пережил в своей жизни странный психологический случай, как он сам его называет "сложную психологическую операцию". То, что произошло с Бирком, психиатры называют "двойной ориентировкой", то есть это сложное психическое состояние человека, при котором он наблюдает себя со стороны. Хотя на этот трансцендентный случай можно выдвинуть множество педположений, ведь мы не знаем, что в действительности имел в виду Грин, написав этот рассказ , взяв за основу сюжета мистическое событие, связанное с распадом сознания человека. Острый интерес Грина к психологии и психиатрии вовсе не нуждается в оправдании - это экспериментальное поле наблюдение литератора, самой своей профессией поставленного перед необходимостью заглядывать в "тайное тайных" человека и не просто сотрудничающего с наукой, но и нередко помогающего ей в решении её собственных задач. Например, в статье " о том, как я учился писать" Горький вспоминал Бальзака: ", Бальзак, один из величайших художников, наблюдая психологию людей, указал в одном из своих романов, что в организме человека, наверное, действуют какие-то мощные, неизвестные науке соки, которыми и объясняются различные психофизические свойства организма.

Прошло несколько десятков лет, наука, создала глубоко важное учение о " внутренней секреции".*

Вадим Ковский пишет:

"Сейчас, когда научно-техническая революция вступает в фазу господство биологических наук, а следующий этап ее, по прогнозам философов и социологов, будет уже непосредственно связан с открытиями в области психологии, тяга Грина к "редким, исключительным положениям приобретает актуальность".

Объем знаний Александра Степановича Грина в областях психологии и психиатрии, точность изображения сложнейших психических процессов, под час превосходящая уровень представлений его времени, вызывают сегодня удивление специалистов. По словам известного еще в советский времена психофизиолога профессора Р. Лурия, никто из писателей не сумел так блестяще описать функции головного мозга, создать поразительно точного и расчлененную картину деятельности нейронов его коры, как А.Грин в рассказе "Возвращенный ад".

* Горький М.О литературе.-М., 1953.-С.308.

Так, трансцендентному событию, которое описал в "Рассказе Бирка" Грин, в настоящее время ученые-медики нашли научное объяснение, но все же они не пришли к общему мнению, ученые разных клиник и исследовательских институтов США и Великобритании выдвигают все больше гипотез и сообщают о новых результатах исследований проблемы психиатрии, но несмотря на это, "загадки человеческого мозга" остаются полностью не изучены.

Британские медики утверждают, что они нашли доказательство независимости сознания от деятельности мозга. По их мнению, сознание человека может существовать вне прямой зависимости от головного мозга - это подтверждается тем, что сознание продолжает жить, когда все процессы в мозгу уже прекратились. Американские психиатры тоже сообщают о новых результатах исследований этой проблемы. Научный руководитель Центральной клиники Саутгемптона доктор Сэм Парниа:

" Когда мы исследуем мозг, то ясно видим: клетки серого вещества по своему строению в принципе не отличаются от остальных клеток организма. Они также вырабатывают белок и другие химические вещества, но они не могут создавать те субъективные мысли и образы, которые мы определяем как человеческое сознание. В конце концов, наш мозг нужен нам лишь в качестве приемника-преобразователя. Он работает как своего рода "живой телевизор": сначала воспринимает волны, которые в него попадают, а потом преобразует их в изображение и звук, из которых складываются целостные картины". Вот как объясняет независимость сознания от функционирования мозга доктор Сэм Парния на примере "Клинической смерти": "Наши пациенты переживали свои удивительные состояния в тот момент, когда мозг уже не мог функционировать. В нем не было кислорода, поэтому он был неспособен воспроизводить какие-либо воспоминания, из этого я делаю вывод, что человеческое сознание работает вне прямой зависимости от головного мозга и может существовать без него".

В "Рассказе Бирка" можно предположить что, у главного героя происходит отделения сознания от (физического) тела, которое остается неподвижно в доме, а сознание, в свою очередь, посылая волны в мозг Бирка, помогало воспроизводить целостные картины событий, запечатленных на ночных улицах. То есть, прибывая дома, главный герой-Бирк воспринимал зрительно-слуховые сигналы, которые посылало его сознание, отделившееся от тела, решившее пожить хотя бы одну ночь рискованный, опасный, полной приключений, жизнью, которой так не хватало Бирку.

В конце рассказа сознание возвращается в свое физическое тело и Бирк тут же просыпается (есть поверье, что душа человека (сознание) "вылетает" из тела в момент провала в сон, а непосредственно пробуждения связано именно с возвратом "духовного тела" к спящему).

По словам Владимира Амлинского:

"Рассказ "Крысолов" -один из самых блистательных в нашей новеллистке, может быть, самый сильный у Грина. Его светопись черно-белая и в переходе, а затем и в столкновении таких вечных понятий, как добро и зло. В "Крылове" удивительны два пласта мира: крысиный, полный, зловещей фантастики и причудливости и человеческий - достоверный и горестный, выраженный в трех людях, в трех образах. Эти люди, что самое главное, не потеряли одной, такой возвышающей их над хитроумными и изворотливыми крысосуществами способности - любить.