Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет." Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Коретном, где и начал писать. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские. Позднее он стал писать о войне и о более философских темах. В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться,и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то сепени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали.
Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны,-
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит и шансы равны.
("Песня летчика")
Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни - ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для люлей, большинство из которых тоже не учавствовали в этих событиях. Война ж совсем не фейервек, А просто трудная работа, Когда черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне..." Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыграных ролей - эпизодические. В фильме "Служили два товарища" роль порутчика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана,как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них. По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет,задохнется,умрет прямо на сцене...Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия.И каждое слово звучало по-особому трепетно. На концертах он часто пел песни о спорте. Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме.Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе,- занимался просто так,- боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены,потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть "Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)" или тоже шуточная песня- продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня "Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.
" ...Профессионалам, отчаянным малым,
Игра-лотерея,- кому повезет.
Играют с партнером- как бык с матадором,-
Хоть, кажется, принято наоборот. "
Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней - для того, тобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика", такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.
" Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите-три, четыре!-
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще,- гимнастика!
....................................
Если вы уже устали-
Сели-встали, сели-встали,-
Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе Вам заменит спорта профи- лактика. "
"Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются,- и у него рекорды не засчитываются.
" Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто-восемь сорок результат,-
Правда, за черту переступил.
Ой, приходится до дна ее испить-
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит только за черту переступить-
Превращаюсь в человека-кенгуру. "
"Песня о штангисте"-это не шуточная песня- она "лирико- комедийная". Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:
" Пытаются противники
Рекорды повторить,
Но я такой спортивненький,
Что-страшно говорить. "
Но затем передумал и песня получилась более серьезной
"... Не отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга-
Вечный мой соперник и партнер.
Такую неподъемную громаду
Врагу не пожелаю своему-
Я подхожу к тяжелому снаряду
С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
Мы оба с ним как будто из металла,-
Но только он - действительно металл.
А я так долго шел до пьедестала,
Что вмятины в помосте протоптал. "
В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню- "Честь шахматной короны" в две серии: первая-"Подготовка", а вторая-"Игра". Песня получилась полуфантастическая и шуточная.
"... И в буфете, для других закрытом,
Повар успокоил: "Не робей!
Ты с таким прекрасным аппетитом
Враз проглотишь всех его коней!
.........................................
Ход за мной- что делать?!
Надо, Сева,-
Наугад, как ночью по тайге...
Помню-всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево,-
Ну а кони вроде- буквой "Г". "
Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма "Вертикаль". Они давольно-таки серьезны. "Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут."- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью. Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его. "..Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал. " Он много встречался там с умными,хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою. " Здесь вам не равнина, здесь климат иной- ми Идут лавины одна за одной, " В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: "Меня приггасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет "скорй помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить." " В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,- Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк- И молимся, чтобы страховка не подвела. " Альпинизм-это очень рисковое дело.А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за бортом" и "Спасите наши души" он это отразил. " Был шторм-канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чертом, Пел песню ветер грубую-и вдруг Раздался голос: "Человек за бортом!" И сразу-"Полный назад! Стоп машина! На воду шлюпки, помочь- Вытащить сукина сына Или, там, сукину дочь!" Я пожалел, что обречен шагать По суше,-значит, мне не ждать подмоги- Нилто меня не бросится спасать, И не объявят шлюпочной тревоги. А скажут: "Полный вперед! Ветер в спину! Будем в порту по часам. Так ему, сукину сыну, Пусть выбирается сам!" " (1969г.) Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В.Высотского-это особая категория душевных песен. " Только снова назад обращаются взоры- Цепко держит земля, все и так и не так. Почему слишком долго не сходятся створы, Почему слишком часто моргает маяк?! " Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить "Балладу о покинутом корабле","Упрямо стремлюсь я ко дну..." и "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...", посвященную экипажу теплохода "Шота Руставели", на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали. С Марией Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм "Колдунья" с ее участием. До их знакомства он написал шуточную песню: ................................ .................... Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого, но очень талантливого и уже популярного актера-В.Высоцкого. Ей очень понравилась его игра в спектакле "Пугачев", и она согласилась прийти на ужин в ресторане, где присутствовали актеры, учавствовавшие в представлении. Владимир увез Марину с этого вечера к другу,где весь вечер пел для нее свои песни под гитару. Собственно, Марина Влади- русская и по отцу и по матери. Ее настоящее имя - Мария (Катрин) Владимировна Полякова- Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества- Марина ВЛАДИмировна. А 1 декобря 1980 года они поженились, но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины- тоже.Положение еще осложнялось и тем, что М.Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон, и мать Володи вспоминает, что счета, приходящие за междугородние разговоры, нередко имели трехзначные цыфры. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, призновался в любви. Жаль что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это дейсвовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств, как явствует из песенного обращения к телефонистке Международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить-сейчас, а не когда-нибудь в будущем. Поначалу ему с его нетерпением было трудно дожидаться, когда его соединят с любимой женщиной, и песня "07" появилась как раз в один из вечеров, когда он ждал разговора с Парижем.