История, рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в "турецкий Хрущук", "куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много наших людей от Каменского бежали". "Турецким Хрущуком" крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII—XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов и России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других "далеких землях". Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.
Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы "Тупейный художник" Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с "Путешествием из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Записками охотника" И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова с полным правом можно назвать "приговором потомства" крепостнической России.
Список литературы
Вл. Муравьев. Приговор потомства.