Однако некоторые государства предоставляют дополнительные гарантии пассивного избирательного права женщин. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом. В Бангладеше из 330 мест в Парламенте 30 зарезервировано для представительства женщин; на эти места производится кооптация самим Парламентом.[18]
И, по сообщениям журнала Nation, в ходе обсуждения реформы законодательства по формированию органов власти в Пакистане и предстоящей отмены разделения электората на мусульман и не-мусульман, неправительственные организации и другие институты гражданского общества выразили озабоченность недостаточной представленностью женщин в парламенте страны. В совместном заявлении несколько правозащитных организаций потребовали 33%-ной квоты для представительства женщин в Национальной Ассамблее, Сенате и провинциальных законодательных органах, что будет реально способствовать расширению возможностей участия женщин в политической жизни и превращению их в равноправных партнеров в управлении государством.
По конституции Индонезии Президент назначает членами Народного консультативного совета (основные функции: 1) принятие и изменение конституции; 2) определение генерального курса государственной политики; 3) избрание президента и вице-президента) представителей провинций и отдельных групп населения, в том числе и женщин.[19]
Согласно конституции Индии, предусмотрено резервирование мест в легислатуру федерации и субъектов. «Не менее одной трети от общего числа мест, зарезервированных в соответствии с пунктом 1 (в отношении племен и каст), должно быть зарезервировано для женщин, принадлежащих к кастам, указанным в списках, или в случае необходимости к племенам, включенным в списки. Не менее одной трети (включая число мест, зарезервированных за женщинами, принадлежащими к кастам и племенам, включенным в списки) от общего числа мест, замещаемых путем прямых выборов в каждом Панчаяте, должны быть зарезервированы за женщинами, и такие места могут быть распределены путем ротации между различными избирательными округами в Панчаяте».[20] И такое же положение содержится в ней в отношении муниципалитетов.[21] Однако в отдельных районах по традиции замужние женщины не должны называть свое имя или открывать лицо, а потому не могут использовать свое право голоса.
Любопытную норму представляет собой одна из обязанностей каждого гражданина Индии - отказ от практики нарушения достоинства женщин.[22] Таким образом, государство официально признает данную практику (впрочем, с учетом особенностей этнического, культурного и религиозного развития Индии ее можно понять) и путем возведения ее недопустимости в ранг конституционной обязанности пытается бороться с ней.
Сравним данную норму с ч. 3 и 4 ст. 49 Конституции Китая. В ней содержится запрещение жестоко обращаться с женщинами. Это тоже своеобразная черта содержания китайской Конституции. Последняя норма наводит на предположение о том, что с мужчинами жестоко обращаться можно; впрочем, разработчики текста Конституции вряд ли имели это в виду.[23]
В перечисленных выше случаях резервирования мест в законодательных органах власти Бангладеша, Пакистана, Индонезии и Индии находит свое отражения практическая рекомендация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. В Конвенции четко сказано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе - квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органах партий, движений.
Правительства целого ряда стран мира всерьез восприняли все эти рекомендации международного сообщества и попытались с помощью специальных законодательных актов и практических мер установить баланс в социальных позициях мужчин и женщин в своих странах. Один из последних законов такого типа был принят 6 июня 2000 года Национальным собранием Франции. Закон называется «О паритете между женщинами и мужчинами». Он направлен на обеспечение паритетного, то есть абсолютно равного - 50/50 - представительства женщин и мужчин на всех выборных должностях. При этом важно обратить внимание на следующее: недостаточно, чтобы 50 % кандидатов были женщины, т.к. они могут располагаться во второй половине списка, что может повлиять на то, что предпочтение будет отдано мужчинам. Следовательно, кандидаты-мужчины и кандидаты-женщины должны чередоваться. Такая поправка впервые была учтена на муниципальных выборах в марте 2001 года.
Однако это касается только выборов в муниципальные органы Франции, в сенат и выборов в Европарламент.
В противоположность тому выборы в национальное собрание не могут регулироваться процентным соотношением кандидатов в списке. Но для тех партий, которые не придерживаются принципа паритета при выдвижении кандидатов, предусмотрены законом денежные штрафы. В случае если разница между количеством мужчин и женщин составит 2 или более процента, общественные льготы (субсидии) «проштрафившимся» партиям снижаются.
Как же обстоят дела в Германии? Для осуществления политического равноправия здесь не делается ставка на положения закона. Решение этой проблемы передано в руки партий. Но каждая партия идет своим путем, т. к. у каждой партии своя идеология и свои приоритеты, а соответственно и различный образ действий.
В 1980 году партия Зеленых впервые ввела в своих избирательных списках паритет 50/50. Затем, в 1988 году, социал-демократы разработали систему более гибкого регулирования избирательных квот: сперва избирательная квота составляла 30 %, а затем 40 %. В избирательных земельных списках в парламент женщины и мужчины должны чередоваться, и каждое пятое место должно быть занято либо мужчиной, либо женщиной. Это же положение касается и федеральных списков для выборов в Европарламент (Положение о порядке проведения выборов, параграф 4).
В ХДС действует внутрипартийный «кворум», согласно которому каждое третье место на выборах должно принадлежать женщине. Если это место в первом туре не будет занято женщиной, то во втором туре оно может быть занято мужчиной.
Наиболее строгие правила действуют в партии Зеленых /Союз 90/ и в партии демократического социализма (ПДС). В этих партиях доля женщин обязательно должна составлять 50%, что и выполняется. Устав партии Зеленых требует, чтобы женщины паритетно были представлены и в партийных комиссиях.
У либералов и ХДС более лояльные требования: в Свободной Демократической Партии число женщин учитывается при распределении мандатов и при составлении комиссий. В ХДС/ХСС, баварского аналога вышеупомянутой партии ХДС, речь идет даже не о каких-то положениях устава, а всего-навсего о рекомендациях.
Таким образом, мы можем сделать вывод: решение проблемы равного участия мужчин и женщин в выборах в парламент предоставлено партиям. В противовес этому во Франции было найдено государственное решение этой проблемы.[24]
Обратимся к примеру США. В каждой из двух партий страны, республиканской и демократической, имеются национальные комитеты. В Национальный комитет Демократической партии избираются по одному мужчине и одной женщине от каждого штата (с начала 70-х гг. в обеих партиях введено правило о необходимости обеспечения равного представительства женщин и мужчин от каждого штата). Судебная практика твердо занимает позицию недопустимости дискриминации по признаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный суд США обязал администрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на прием женщин, расценив его как антиконституционный.[25]
С другой стороны, «самая демократичная страна мира» до сих пор не содержит в своей конституции нормы о равноправии мужчин и женщин. В 1972 г. Конгресс одобрил поправку к конституции об установлении равных прав женщин с мужчинами. Но 3/4 штатов в течение 10 лет не ратифицировали эту поправку, и в связи с истечением установленного для ратификации срока (1982 г.) вопрос о принятии указанной поправки был снят с повестки дня. В то же время Основные законы 17 штатов провозглашают равноправие женщин с мужчинами.
В Конституции Италии специально подчеркиваются равные возможности мужчины и женщины в поступлении на государственную службу: «Все граждане обоего пола могут на равных условиях поступать на службу в государственные учреждения...» (ст. 51).
Это различие объясняется тем, что во Франции и южно-европейских странах национальные связи, как наиболее предпочитаемая форма социальных взаимоотношений, исключают любую форму посредничества между личностью и нацией. Только государство и общественно-политическая сфера являются носителем легитимного представительства и определяют его общественное место. В противоположность этому существование общественных групп в англо-говорящих странах, Северной Европе и Германии не воспринимается как противоречащее национальным идеям и государственному мнению.[26] Государство просто следит за развитием общественных принципов. Вследствие этого сформировалось единодушное общественное мнение, что при возникновении какой-либо проблемы, она должна непременно решаться. И это решение каждая сторона (например, партия) принимает по-своему.
Таким образом, мы видим, что даже в борьбе за равноправие полов в политической сфере, проявляются национальные исторически обусловленные модели поведения, чего нельзя не учитывать. В качестве объяснения можно назвать причины, связанные с религией: это низкое количество женщин-депутатов в странах с традиционно католическим вероисповеданием, и высокое количество женщин-депутатов в странах протестантского вероисповедания, так что налицо конфессиональные различия между Северной и Южной Европой. То же самое можно сказать и об арабских странах, где традиционно сильны позиции ислама. Сравнивая международный опыт, можно сказать, что государства идут к цели достижения подлинного равноправия полов различными путями, которым соответствуют существенные различия в отношениях между государством и обществом.