Содержание
Введение
1. История развития конституционных прав женщин за рубежом
2. Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран
3. Экономические, социальные и культурные права женщин по конституциям зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Права женщин в системе конституционных прав человека относятся к правам человека третьего поколения, к так называемым коллективным правам, которые включают право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации по половому, возрастному, национальному признаку. Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав.
Впервые вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало заниматься их правовым обеспечением — далеко не во всех странах мира идеи равенства полов оформлены на конституционном уровне.
Поэтому целью данной работы является выявление механизмов конституционного закрепления прав женщин в Основных Законах различных стран, а также их реального состояния. Сравнительно-правовое исследование этого института актуально не только для зарубежных стран, но и для России, поскольку еще в 2006 году Президент, а ныне Председатель Правительства РФ В. В. Путин особо подчеркнул в одном из своих выступлений, что «права женщин требуют особой защиты».[1]
Для конституционного развития любой страны опыт других государств в той или иной правовой сфере, если он признан заслуживающим внимания, а – главное! – действенным, заслуживает самого пристального внимания в целях его дальнейшего изучения и последующего применения с учетом особенностей данного региона.
Структурно работа состоит из трех разделов. Первый раскрывает исторические аспекты озвученного в названии вопроса, во втором и третьем содержится систематизированное изложение особенностей конституционно-правового статуса женщин в зарубежных странах, соответственно, в гражданской и политической, а также экономической, социальной и культурной сферах.
1. История развития конституционных прав женщин за рубежом
Права человека с позиции международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.
Такая оговорка точна вообще и вдвойне — применительно к правам человека – женщины. Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Недалеко ушли от них и революционные в вопросе прав другой половины человечества - мужчин - Франция и США. Напомним, что во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой французской революции, а в США женщины только в 90-х годах XX века получили по закону право на отпуск по беременности и родам.[2]
Если говорить об исламской цивилизации в арабских и многих азиатских странах, то характерное для граждан этих стран мусульманское право призвано не только детально регулировать их поведение, но и обусловливать добровольное подчинение мусульманина предписаниям ислама, т. е. лежать в основе внутренней мотивации его действий. В середине XIX века в наиболее развитых странах арабского востока мусульманское право, занимавшее прежде государственные позиции в правовой системе, постепенно начало уступать место законодательству, заимствующему западноевропейские образцы. Однако эта перестройка не коснулась важнейшего института мусульманского права - «права личного статуса». Данная отрасль, помимо семейных отношений, включает комплексы норм, регулирующих правоспособность и ее ограничения, вопросы опеки и попечительства, наследования и завещания. Это нормы, допускающие полигамию, правила, согласно которым одной из центральных фигур при заключении брака является опекун невесты (функцию которого выполняет ее отец или другой ближайший родственник по мужской линии), непризнанием брака между мусульманкой и немусульманином, обязанностью жены повиноваться мужу и следовать за ним при перемене местожительства и т. д., что более чем далеко от пронизывающей международное право идеи равноправия людей независимо от пола, религии, расы и т. д.
Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX веке, во многом под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. В числе первых декретов Советской власти были изданные в декабре 1917 года Декрет о гражданском браке, о детях, и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, и даже при выборе места жительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституции, принятой в июле 1918 года. В статье 64 Конституции РСФСР 1918 года было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане». Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы власти (напомним, что первой в этом отношении стала Новая Зеландия, отменившая половой ценз в 1893 г.).
Однако в западном обществе, в законодательной и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов, и соответственно, обусловленных этим традиционных правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин «кормилец» отождествлялся вплоть до 70-х гг. XX века в законах и правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом.
США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Швеция – в 1921 г., Англия – в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956. Дольше всех среди европейских стран «сопротивлялась» признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария.
Избирательное право в Швейцарии ранее было предоставлено женщинам во многих кантонах, а на национальном уровне первая такая попытка в 1959 г. окончилась неудачей. Только три кантона - Во, Невшатель и Женева тогда имели положительное мнение по этой проблеме. Мотивами отказа являлись: сами женщины не хотят иметь такого права (опросы на этот счет неоднократно проводились); женщины не разбираются в политике, и их место - домашний очаг; они не служат в армии, и, следовательно (противники предоставления права находили в этом связь), существует очевидное неравенство по отношению к родине; введение такого права благоприятствует политическому соперничеству.[3]
Лишь в 1968 году после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали, наконец, за предоставление женщинам избирательных прав, и тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями, а соответствующее изменение Основного Закона страны было осуществлено в 1971 г. на всеобщем референдуме.[4]И только в 1981 г. была принята поправка в Конституцию Швейцарии о равенстве в правах мужчин и женщин. На уровне кантонов данная поправка была окончательно закреплена в 1989 г. Побудительным мотивом явилось решение Федерального суда от 27 ноября 1989 г. о противоречии конституции нормы о лишении женщин избирательного права в полукантоне Аппенцепль-Интерроден.
В Норвегии до 1902 года действовали законы, допускавшие к занятию высших государственных должностей «норвежских граждан», это понятие трактовалось на практике идентично понятию «норвежские мужчины». Не лучше была ситуация в данном вопросе и в других, по нынешней терминологии, цивилизованных странах.
Весьма показательно в этом отношении дело 1928 г. о толковании Верховным судом Канады термина «лица» в ряде законов, регламентирующих формирование высшей палаты парламента — Сената. Согласно статье 24 Закона о Сенате генерал-губернатору Канады принадлежит право время от времени назначать от имени королевы квалифицированных лиц («Persons») в Сенат. В 1928 году пять ведущих суфражисток Канады обратились в правительство страны с требованием назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилось в том, допускает ли такую возможность закон, и обратилось в Верховный суд с просьбой дать толкование термину «лица». Верховный суд Канады пришел к выводу, что в 1928 году термин «лица» должен иметь то же значение что и в Законе о Сенате 1867 года, а последний толковаться так же, как Конституционный билль 1791 года и Акт о союзе 1840 года. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал на запрос правительства страны отрицательный ответ. Правда, вскоре позиция высших органов государственной власти Канады изменилась. В 1930 году решением комитета тайного совета при генерал-губернаторе по делу Edward's Attorney General of Canada было провозглашено, что термин «лица» включает и лиц женского пола, так как исключение женщин из общественных служб представляет собой «реликт времен варварства».
Разумеется, сегодня данная дефиниция не подвергается сомнению подавляющим большинством государств, но каждое из них наполняет ее собственным содержанием, которое и будет рассмотрено ниже.