Смекни!
smekni.com

Жизнь и деятельность Саши Черного (стр. 4 из 4)

Провинция, провинция … Двадцать четыре года провинции , потом несколько лет столицы-впнремешку с провинцией…И снова провинция-война. И снова провинция –Литва… А там уже столицы – Берлин , Париж … Провинция его забывала… Но он никогда не забывал провинцию…

О, я продал бы книги свои и жилет

( Весною они не нужны )

И под свежим дыханьем весны

Купил бы билет

И поехал в провинцию , в страшную глушь.

Четыре года Берлина , восемь лет Парижа… Но он , остряк и насмешник , не смешил ни Берлин , ни Париж. И не высмеивал Россию, хотя теперь ее можно было смело высмеивать, не опасаясь никаких последствий. Некоторые так и делали, даже некоторые из тех, которые в России хвалили Россию, принимались ее высмеивать, уехав в другую страну.

Для человека, который любит, изъяны предмета его любви уменьшаются с расстоянием, а достоинства—увеличиваются .Для человека, который не любит, уменьшаются достоинства и увеличиваются изъяны.

Прокуроров было слишком много!

Кто грехов Твоих не осуждал?.

. А теперь, когда темна дорога

И гудит-ревет девятый вал,

О Тебе, волнуясь, вспоминаем, —

Это все, что здесь мы сберегли...

И встает былое светлым раем,

Словно детство в солнечной пыли...

Любовь к родине нельзя воспитать, как воспитывают любовь к государству. Потому что любовь к государству состоит из долга, из верности, из гордости, а любовь к родине—кто скажет, из чего она состоит? Это так же невозможно определить, как и то, из чего состоит любовь к любимому человеку.

Провинция, провинция... В последний год своей парижской и вообще жизни он купил билет и уехал в провинцию. В Прованс. Прованс по-французски — это и есть провинция.

Хоть пора б остепениться,

Хоть пора б понять, ей-богу,

Что давно уж между нами —

Тем житомирским балбесом

И солидным господином,

Нагрузившимся сиренью,-—

Сходства нет ни на сантим...

Местечко Лаванду, куда он приехал умирать, находится на той же параллели, что и Одесса, где он родился. Специально ли он выбрал эти места — чтобы юг Франции был похож на юг России?

.Когда в 1906 году вышла первая книжка Саши Черного, ему было 26 лет, и жить ему оставалось столько же.

А когда в 1908 году к нему пришла всероссийская слава, он не знал, что славе этой только половину оставшихся лет жить в России, а другую половину — вдали от нее, в тоске и безвестности . Потому что не может всероссийская слава жить вдали от России.

И как раз посредине, в самом зените славы своей в России, Саша Черный ушел добровольцем на фронт.

Это только так говорится: золотая середина. Вышедшая как раз посредине жизни первая его книжка была конфискована, посредине его литературной жизни-эмиграция, посредине короткой, но всероссийской славы –война. И тоже посредине – между первым появлением имени Саша Черный и первым советским изданием его сатир-смерть на чужбине , во Франции, в маленьком местечке, где до него не умирали не только русские , но и франзуские поэты…

Конфискация, эмиграция, война , смерть…Вот они , золотые середины русского поэта. Как-то случилось, что в эмиграции наши писатели-сатирики не выживали. Аверченко умер в 25-м, Потемкин в 26-м, Саша Черный в 32-м. Но на родине бывшие авторы «Сатирикона» не очень-то выживали. Особенно не выживали те , кто связал свою жизнь с революцией. Василий Князев, автор «Песни коммуны» («Никогда, никогда… коммунисты не будут рабами…»).Евгений Венский, автор «Дуни-батрачки» и «Петьки-подпаска». Аркадий Бухов,

Политически неблагонадежный еще при царе и так и не ставший благонадежным после победы революции…Жизнь Саши Черного подходила к концу, а на его родине начинались тридцатые годы. Застрелился Маяковский. Горький, в разгар реакции писавшей о превосходной должности быть на земле человеком, теперь писал о « не похороненных мертвецах», которые «все вокруг отравляют тягостным запахом тления. Но они уже скоро исчезнут,-возвратят в хозяйство природы ту ценную материю, из которой они созданы и которой пользуются во вред окружающим и себе» (« О пьесах»). Как же тут было выживать, когда нужно было возвращать материю?

Последнее стихотворение Саши Черного напечатали вместе с извещением о его смерти.

Выбрав место у тропинки,

Где сквозь бор синеет море,

Где в дали бельишко сохнет

На бамбуковом заборе,

Я принес большую доску-

Пар дымился над ушами!-

И четыре толстых ножки

Обтесал карандашами.

Он смастерил эту скамейку, чтобы усталый спутник мог отдохнуть, чтобы влюбленные, сбежав от городской суеты, могли посидеть, тесно прижавшись друг к другу.

И влюбленные не заставили себя ждать. Они сидели на его скамейке и пламенно шептались,

склонившись над биржевой таблицей.

Глядя на эту таблицу, поэт совсем было потерял веру в любовь, но тут петушок с соседней фермы очень кстати вытянул шейку и хотя и покосился на биржевую таблицу, но внимания на ней не задержал, а стал зычно созывать свое возлюбленное войско Двум возлюбленным он дал по шее, от двух откупился какими-то крошками

И ушел в кусты за пятой,

Томно вскидывая ножки.

Любовь торжествовала. И где, у кого! У Саши Черного, в его последнем стихотворении. Но он не был бы Сашей Черным, если б закончил свою творческую жизнь на серьезной ноте.

Я подумал с облегченьем :

Есть любовь еще на свете!

И, зевнув , разрезал дыню

На развернутой газете.

Зной оранжевою дымкой

Острова в дали туманил,

И внизу какой-то олух

«Стеньку Разина» горланил.

«Стеньку Разина» Это во Франции! Скорее всего. Это послышалось Александру Михайловичу- в его последнем стихотворении, может быть , в последний день его жизни. Там вдали от родины, в местечке Лаванду , в его последний день ему слышалась Россия…

Он еще успел погасить пожар, возвращаясь домой поздно вечером. Шел по улице, услышал зовут на помощь. Бросился на помощь , помог погасить пожар. А потом пришел домой, лег и умер.

Список литературы

Шнейдерман Э Новое о Саше Черном // Русская литература.— 1966.— .No 3. Е в с т и г н е е в а Л. А. Журнал -<Сатирнкон» и гтоэты-сз. тириконцы.— М.. 1968: С п и р и д о и о в а Л. А. (Евстигне ева). Русская сатирическая литература начала XX века.— М., 1977: Тренин В.. Харя/Киев Н. И. Маяковский и *сатирнконская» поэзия // Харджиев Н., Тренин В. В Поэтическая культура Маяковского.—М.. 1970; И в а н о в А. С. «Не упрекай за то. что я такой» // Панорама искусств. 10.— М.. 1987.