У форм существительных, помимо категорий рода, одушевленности – неодушевленности и числа, существует еще одна характеристика, относящаяся к выбору связанных словоформ. Эту характеристику называют падежом существительного.
Категория падежа – это грамматическая словоизменительная категория, указывающая на синтаксическую функцию имени существительного и на его связи с другими словами в речи. Формы падежа указывают на отношение существительных к другим словам – к существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Эти отношения обобщенно отражают существующие в реальной действительности связи между предметами, явлениями, между предметами и их признаками, качествами (любить книги, любители книг, свободный от занятий, поездка верхом).
Категории падежа важна грамматическая и содержательная ценности:
вижу большой дом – вижу большого слона
доктор пришел – доктор пришла
Но смысловая характеристика не заключена в самой словоформе, а возникает в результате взаимодействия формы существительного с ‘подчиняющей’ ее словоформой. Между изолированными словоформами рука, руку, рукой нет смысловых различий, а есть различия в синтагматических возможностях. Но в словосочетании
рука ударила
руку ударила
рукой ударила
указанные различия между словоформами имеют содержательную ценность.
Родительный/ предложный падежи.
По мнению некоторых ученых, из структуры родительного и предложного падежей следовало бы выделить по одному самостоятельному падежу. Так, родительный падеж рассматривают как собственно родительный, или родительный определительный (производство сыра, продажа чая), и количественно-родительный, или отделительный, падежи (килограмм сыру, стакан чаю). Предложный падеж рассматривают как изъяснительный (о хлебе, о лесе) и как местный, который выступает только после предлогов в и на в словосочетаниях, имеющих местное значение (в снегу, на столе).
Каждая падежная форма выполняет в предложении, в контексте несколько функций. Функции эти не одинаковы. В одних падеж представляет собой чисто синтаксический показатель, не зависит от семантического содержания связанных с ним слов. Такие функции называются первичными. Например, функции субъекта – подлежащего для именительного падежа, прямого дополнения при переходных глаголах для винительного падежа, субъектного (приезд матери) или объектного (убийство врага) дополнения для родительного приименного, обстоятельства места для предложного падежа и т.п. Другие функции падежей зависят от семантики слов, которым они подчинены (например, винительный цели употребляется только при глаголах движения), условия их употребления определяются контекстом. Такие функции падежей называются вторичными. Например, функции именного сказуемого для именительного и творительного падежей, дополнения для предложного падежа (думать об экзамене), обстоятельства меры, времени и пространства для винительного падежа (пройти километр, ждать месяц).
Предложный падеж формируется на основе набора словоформ, выступающего, например, в контексте Я говорю о (объект говорения). Контекстов требующих данного набора словоформ, очень много в русском языке: Я знаю толк в (предмет понимания). Однако такой контекст, как Я живу в (место), требует иного набора словоформ: достаточно сравнить Я говорю о лесе (степи) и Я живу в лесу (степи). Так традиционный предложный падеж распадается на два падежа: предложный и местный.
Местный падеж выделяется в контексте:
Я живу в (место)
Они находятся в
Я гуляю в и т.п.
Предложный падеж употребляется только с предлогами (о – обо – об; в – во; при; по; на), с чем связано его название, введенное М.В. Ломоносовым вместо принятого в XVII веке термина ‘сказательный’. В древнерусском и старославянском языках этот падеж назывался местным по одному из его главных значений. В предложении падеж выполняет роль дополнения (думать об экзамене, рассказать о поездке), обстоятельства (отдыхать в санатории).
Предложный падеж обозначает:
1) объект речи, мысли чувства, состояния:
мечтать о будущем
заботиться о детях
забота о детях
2) место и время действия
гулять в парке
отдыхать в мае
3) орудие действия
печатать на компьютере
играть на скрипке
игра на скрипке
4) образ и способ действия
остановиться в нерешительности
стоять на ногах
5) качество предмета по отношению к другому предмету
девушка в джинсах
пальто на ватине
Предложный падеж служит для связи словоформ в словосочетании и предложении, а также помогает дифференцировать разные омонимичные значения предлогов:
(идти) в лес (направление) – в лесу (место)
(ходить) на площадь (направление) – на площади (место)
Очевидно, что падежная форма существенно зависит от лексических и синтаксических свойств ‘подчиняющего’ слова и от смысловой и формальной организации предложения. Вопрос о содержательных характеристиках падежных форм смыкается с проблемами синтаксиса и с проблемами лексической семантики.
В реализации падежных значений участвует не только сама падежная форма имени существительного. Семантика падежей определяется:
а) формой и значением управляющего слова:
любить (уважать, почитать) мать (брата, сестру)
сахару (изюму, меду) положить
b) формой и значением управляемого слова:
звать сестру – звать сестрой
рисовать карандаш – рисовать карандашом
c) семантикой предлога
ехать через город – ехать в город
считаться другом – считаться с другом
Родительный падеж выступает в предложении в роли второстепенных членов – дополнения (любить литератур), несогласованного определения (книги друга), обстоятельства (гулять у пруда), редко – именной части составного сказуемого (роста он среднего), подлежащего в сочетании с количественным числительным (два стула стоит в комнате). Употребляется с предлогами и без предлогов при именах (родительный приименительный) и при глаголах (родительный приглагольный).
Родительный приглагольный употребляется:
для обозначения прямого объекта, если действие глагола распространяется только на часть предмета:
купить хлеба
выпить воды
для выражения прямого объекта при глаголах с отрицанием:
не читать книги
не писать работы
для обозначения объекта после глаголов со значением желания, достижения, ожидания, опасения, удаления:
желать успеха
ждать друга
искать успокоения
Родительный приименной употребляется:
для выражения различных определительных отношений, в том числе и принадлежности:
директор школы
стихотворение Пушкина
для обозначения субъекта, являющегося производителем действия или носителем определенного признака:
пение соловья
песни соловья
ясность цели
теплота ночи
для выражения прямого объекта, на который направлено действие, выраженное отглагольным существительным:
чтение книги – читать книгу (В.П.)
рубка леса – рубить лес (В.П.)
4) для обозначения количественных отношений:
стакан чаю
килограмм рису
полк солдат
табун лошадей
Традиционный родительный падеж у некоторых существительных располагает двумя формами:
чая – чаю
сахару – сахара
сыра – сыру
Интерпретация этого факта в рамках предлагаемого понимания падежа зависит от определения контекстов, в которых могут употребляться указанные словоформы. Не во всех контекстах можно употребить две формы.
Например,
1) У … есть недостаток
предмет обладающий недостатком
допускает формы на –а/ -я:
у чая есть недостаток
у сахара есть недостаток
у сыра есть недостаток
2) Контекста стакан …
предмет в данном количестве
допускает формы как на –а/ -я, так и на –у/ -ю:
стакан чая – стакан чаю
стакан сахара – стакан сахару
головка сыра – головка сыру
Формы на – а/ -я и – у/ - ю в одних контекстах находятся между собой в состоянии свободного варьирования (формы: водою – водой; дверями – дверьми; граммов – грамм), в других – возможны лишь формы на –а/ -я.
Нет таких контекстов, формы в которых традиционно относятся к родительному падежу и могут оканчиваться только на –у/-ю. Таким образом, следует выделять первый универсальный родительный, употребляемый во всех соответствующих контекстах:
сестры, вина, шкафа, песка, сыра, чая; и второй родительный, включающий большее количество словоформ, однако не всегда способный заменять первый: сестры, вина, шкафа, сахара – сахару, песка – песку, сыра – сыру, чая – чаю.
3) В контекстах два …, полтора …, оба …, три …
предметы, о количестве которых сообщается
выступают наборы форм, трактуемые как родительный падеж.
Указанный набор форм не совпадает ни со вторым, ни с первым родительным. Не совпадение касается не только словоформ типа:
шага – У шага есть недостаток
шага – два шага
часа – У часа есть недостаток
часа – полтора часа
Не ударением, но окончанием различаются в данном контексте адъективные существительные:
У мастерской (часового, пирожного) есть недостаток
– Три мастерских (мастерские)
Учет этого факта требует выделить счетный падеж.
Сущность:
- число контекстов, в которых он выступает, ограниченно и поддается описанию
- этот падеж возможен у существительных, обладающих номинативным значением множественного числа.
В контексте Я жду … жену, друга, отца, конца, начала
объект ожидания
Ждательный падеж. Его употребление ограничено глаголами: ждать, бояться, слушаться, остерегаться, опасаться.
Контекст Он вышел в … объект превращения
предполагает употребление словоформ начальники, люди. Признать этот набор форм именительным падежом – значит допустить возможность употребление именительного после предлога и необычная синтаксическая функции; поэтому это превратительный падеж. Круг контекстов: произвести, выйти, выбиться, выбрать, рваться и т.д.