Смекни!
smekni.com

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" (стр. 1 из 2)

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Подготовительные вопросы к сочинению:

Почему Чичикова можно назвать "рыцарем наживы"?

Как Гоголь изображает помещичью Русь?

Каковы чиновники в поэме?

Каким Гоголь рисует русский народ?

Ответы

Следуя за писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской натуры. На первых страницах поэмы сам автор описывает его как-то неопределенно: "...не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок". Не характеристика, а сплошные отрицания! Далее Гоголь дает слово другим персонажам – губернским чиновникам и помещикам, которые аттестуют Чичикова как "благонамеренного", "дельного", "ученого", "любезнейшего и обходительнейшего человека". Судя по этим характеристикам, перед нами олицетворение "идеала порядочного человека". Весь сюжет поэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь в центре повествования находится жульническая афера с куплей-продажей "мертвых душ". В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям, и по происхождению является им, но очень мало связан с барским поместным бытом. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он отличается от них энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но в моральном отношении ничуть не возвышается над ними. Значит, его можно отнести к чиновникам, тем более, что он сменил немало государственных мест службы. Кроме того, многолетняя чиновничья деятельность накладывает отпечаток на его манеру поведения и речь. Недаром ему оказан в губернском "высшем обществе" такой радушный прием. Это говорит о том, что неверно было бы противопоставлять его этому обществу.

Автор постепенно раскрывает многочисленные "таланты" Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Удивительна способность к перевоплощению этого героя – в беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, а с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел "бедного и одинокого" старика.

Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.

Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и хранить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.

Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направлены все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма.

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Писатель дает в своей поэме образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной "скопидомки" Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение – от лучшего к худшему.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах.

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену "копеечке". Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую "дубинноголовость" и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и "мертводушием", как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе "исторического человека". Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть – бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков – крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Описание усадьбы Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Автор иронично называет такой тип людей "хорошими и верными товарищами", а затем добавляет, что они "...при всем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием – он сравнивает Собакевича со "средней величины медведем". Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом "фук". Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич – ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера – неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными" усами, украшающими его кабинет.

Ирония и сарказм в изображении Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди "мертвых душ", так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди.