Смекни!
smekni.com

Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии XIX-XX веков (стр. 2 из 3)

Так с раннего детства поэтесса была знакома с Пушкиным, её образ мыслей сжился с образом мыслей поэта, воплощённым в его произведениях.

Именно поэтому Пушкин так близок Цветаевой. И ей невмоготу было видеть, как из Пушкина сделали "книжный образец", нравственную норму, нанесли на него толстый слой хрестоматийного глянца.

Особенно ярко Цветаева показывает своего, "настоящего" Пушкина в стихотворении "Встреча с Пушкиным".

Во-первых, поэтесса выбирает место, где происходят события её стихотворения – Крым – не случайно. В творчестве Пушкина Юг, и Крым в частности, сыграли огромную роль. Здесь творил Пушкин-романтик. "Цыгане", "Бахчисарайский фонтан" – множество волшебных, лирических произведений вышло из-под его пера благодаря крымским впечатлениям.

А для самой Цветаевой Крым – это море, ведь ещё в детстве поэтесса впервые увидела здесь Чёрное море. Увидела – и полюбила. Романтическое, бушующее, бескрайнее. Оно полно было для девочки неизъяснимого очарования.

Во-вторых, Цветаева мастерски рисует нам портрет "южного", живого Пушкина. При помощи отдельных деталей ("курчавый маг", "смуглая рука" - повторяется два раза; "молчали так грустно, так мило…") поэтесса создаёт яркий образ.

Она любит Пушкина, его эпоху, и выражается это в стихах со свойственными ей максимализмом, страстностью:
Как я люблю имена и знамёна,
Волосы и голоса, старые вина и старые троны, -
Каждого встречного пса…

В то же время Цветаева, несмотря на восхищение Пушкиным, считает себя равной ему:
Пушкин! – Ты знал бы по первому слову, кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
Не опираясь на смуглую руку…

И в конце стихотворения Пушкин и Цветаева, два поэта, смотрят с высоты горы на раскинувшийся под ногами мир.

Так Цветаева представляла встречу с живым Пушкиным, с другом и коллегой. Да, именно так Цветаева видела его и хотела, чтобы и мы увидели его таким.

Другой поэт серебряного века, М.А.Кузмин, уже после Цветаевой, в своём стихотворении "Пушкин" проводит параллель между Пушкиным как идеалом поэта и Пушкиным-человеком:

Он – жрец и он весёлый малый,

Пророк и страстный человек.

Поэт тоже настаивает на том, что Пушкин – "живой":

И он живой. Живая шутка

Живит арапские уста,

И смех, и звон, и прибаутка

Влекут в бывалые места

Кузмин считает, что идеал в образе Пушкина должен был явленным, чувственно ощутимым. Кузмин погружён в секреты человеческого обаяния: острота, неповторимость человека разных эпох, его изящество – вот что привлекает поэта.

Начиная стихотворение с необычности Пушкина, даже, можно сказать, обособленности его от всех остальных поэтов:

Он жив! У всех душа нетленна,

Но он особенно живёт!

Благоговейно и блаженно

Вкушаем вечной жизни мёд."

Кузмин заканчивает признанием Пушкина братом поэтов:

И если в нём признаем брата,

Он не обидится: он – прост…

Михаил Алексеевич на протяжении творческого пути был в той или иной мере близок к разным поколениям русского поэтического авангарда. Разноцветье интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вечным, земным проявлениям жизни – вот особенности творческой позиции Кузмина, воплотившиеся в лирике. Его стихи пропитаны радостью, умильным отношением к миру, безусловным его приятием.

Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие поиски его младших современников – А.А.Ахматовой, отчасти В.Хлебникова.

Слово поэта конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь "изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей" (Гумилёв)

Совершенно необычная встреча с Пушкиным у В.В.Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с … ожившим памятником поэту.

Для В.Маяковского свойственно нарушение нормальных связей человека и мира, порождающее душевную смуту. В результате этого в его стихотворениях действительность утрачивает реальность очертания, вещи оживают, события текут самопроизвольно, как в данном стихотворении. Поэт использует приём издевательской клоунады (над бездарными на его взгляд поэтами), а характерное качество гротеска – сочетание правдоподобия (Маяковский стоит на бульваре, разговаривает сначала сам с собой, затем с памятником Пушкину) и фантастики (памятник оживает) отражает сущность сложившейся ситуации, помогает поэту осмыслить события.

Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом,разговаривает с ним по-товарищески, но уважительно, на "вы".

Маяковский изливает свою душу поэту, рассуждает с ним в шутливой форме о наболевших проблемах современной поэзии. При этом об одних поэтах он говорит одобрительно:

А Некрасов

Коля,

Сын покойного Алёши –

Он и в карты,

Он и в стих,

и так

неплох на вид.

Знаете его?

Вот он

Мужик хороший.

Этот

Нам компания –

Пускай стоит.

Или

Есть

У нас

Асеев

Колька.

Этот может.

Хватка у него

Моя.

О других – пренебрежительно:

Чересчур

Страна моя

Поэтами нища.

Между нами

вот беда –

позатесался Надсон.

Мы попросим,

Чтоб его

Куда-нибудь

На Ща.

Современники же, по мнению Маяковского, не стоят и "полсотни". Поэт называет ряд фамилий: "Дорогойченко. Герасимов. Кириллов, Родов. " И действительно, Маяковский верно подметил: ни одна из этих фамилий не дошла до нас в качестве фамилии известного поэта.

Но к самому Пушкину поэт относится, как и другие поэты, уважительно; признаёт его гений, видит "живого" Пушкина:

Я люблю вас,

Но живого,

А не мумию.

Навели

хрестоматийный глянец.

В воображении Маяковского и понимании им сущности и значимости Пушкина он – натура горячая, страстная, реагирующая на любое проявление жизни, поэтому отмечается его африканское происхождение:

Вы

По-моему

При жизни

думаю –

тоже бушевали.

Африканец!

Очень эмоционально выражает Маяковский своё отношение к убийству Пушкина на дуэли:

Сукин сын Дантес!

Великосветский шкода.

Но в стихотворении есть детали, указывающие на время, в которое жил Маяковский, советские порядки.

А ваши кто родители?

Чем вы занимались

до 17-го года?-

Только этого Дантеса бы и видели.

Вообще, футуристы, к которым относится Маяковский, отрицали наследие классической литературы, но тем не менее, у поэта отношение к Пушкину традиционно уважительное. Он подтверждает значимость Пушкина фразой: "давайте подсажу на пьедестал.

Заканчивается всё стихотворение словами: "Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!", потому что Пушкин для Маяковского есть жизнь!"

В этом же 1924 году о Пушкине пишет С. А. Есенин.

Русская классическая литература оказала сильное влияние на формирование поэта, направляла его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова, Блока, Клюева, Гоголя и, конечно, Пушкина. В начале стихотворения рисуется образ "живого" Пушкина, фиксируются детали его внешности: "Блондинистый, почти белёсый". Но затем оказывается, что поэт видит памятник – символ славы Пушкина, воздвигнутый благодарными потомками на Тверском бульваре. И вот Есенин стоит пред бронзовым памятником того, "кто русской стал судьбой", и тоже мечтает быть похожим на него:

Я умер бы сейчас от счастья, сподобленный такой судьбе.

Есенин сравнивает себя с Пушкиным:

О Александр! Ты был повеса, как я сегодня хулиган.

Говорит, что стихи поэта не зависят от его характера, что талант поэта не затемнит и не убьёт ничто, никакие проступки и буйства. Здесь он жалуется, что его самого не признают именно из-за характера. Но тем не менее, Есенин понимает, что ему ещё очень далеко до Пушкина:

…Ещё я долго буду петь…

Чтобы моё степное пенье

сумело бронзой прозвенеть.

А надежда на такое будущее, такую славу у Есенина есть, ведь он считает, что может писать стихи не хуже Пушкина не сейчас, но когда-нибудь, в светлом и отдалённом грядущем.

В 1940 году советский поэт А. Недогонов представляет себе встречу с Пушкиным совсем по-иному. Для него Пушкин- провидение, которое встаёт на сторону человека, борющегося за правое дело, за Россию.

Недогонов родился в семье рабочего, с1929 года сам работает на шахте, в 1935-1939 годах учится в институте имени Горького. Поэт участвовал в военной кампании под Выборгом, где был тяжело ранен, а во время Великой Отечественной войны был военным журналистом. Слышал в самые тяжёлые моменты боя голос Пушкина- патриота, который "…покрывал гром канонады, он взывал: "Вперёд, вперёд, моя исторья." Последние слова говорят о том, что в представлении поэта Пушкин, любя свою родину, не мог представить её побеждённой, когда её история прервётся и сольётся с историей более мощной державы.

Идея всего произведения в том, что стихи Пушкина спасают людей, воспламеняют их надеждой, питают невиданными силами, вдохновляют на подвиги. Недогонов говорит, что Пушкин умер за свою честь, не отступив, и, по его примеру, бойцы также не должны отступать, отчаиваться:

Под лютой стужей, неостывший,

Столетье пролетевший враз,

Свинец, поэта погубивший,

Прошёл сквозь каждого из нас!

Чувство утраты Пушкина со временем не угасло, а в патриотические моменты вспыхивает с новой силой. Ведь Великая Отечественная война – событие, затронувшее судьбы всего русского народа. Цели, желание победить были общими для всех, страх и отчаяние тоже были общими; родной и близкой стала история Отечества. И, конечно, в этой истории не мог не обозначиться силуэт самого талантливого поэта –Пушкина.