Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии
XIX-XX веков
Недавний юбилей великого поэта выявил неизменный интерес широких читательских кругов, литературной общественности к творческому наследию Пушкина, ко всему, что так или иначе связано с его именем.
Каждое поколение открывает для себя "своего Пушкина", прежде всего знакомясь с его творчеством.
Я открыла для себя ещё один способ знакомства с великим поэтом – через литературных посредников.
Исследование мотива встречи поэтов разных эпох с Пушкиным позволило мне решить следующие задачи:
1)отобрать поэтические тексты, в которых развивается мотив встречи с Пушкиным;
2)познакомиться с биографией и творчеством поэтов, обратившихся к имени Пушкина, и выявить влияние личности и творчества поэта на их поэзию;
3)сопоставить понимание поэтами разных эпох роли Пушкина в литературе и жизни русского народа.
В 1999 году отмечался праздник – двухсотлетие со дня рождения Пушкина. Проводились всевозможные конкурсы, пушкинианы. Они еще раз доказали, что память о Пушкине нисколько не потускнела даже спустя два века.
В своих произведениях Пушкин затронул так называемые "вечные темы", которые никогда не перестанут волновать человечество.
Закроем глаза и произнесем одно лишь слово: "Пушкин"… Как много заключено в нем: сколько чувств, переживаний, драматических событий! А творчество поэта настолько разнообразно, что для каждого человека найдется здесь что-то свое, родное и близкое только ему. Для кого-то это – тема волнующей и прекрасной любви, как в "Капитанской дочке", "Евгении Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове", "маленького человека", как в "Станционном смотрителе". Но все произведения Пушкина пропитаны вольностью, свободой, стремлением к прекрасному, к чистому и высокому.
Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Редок тот творец, который хоть раз не вспомнил, не упомянул в своих произведениях о Пушкине. Каждый писатель взял от Пушкина что-то для себя. Это что-то – вдохновение. Пример таланта Пушкина, его гения вдохновлял многие и многие поколения прозаиков и лириков. Во все трудные моменты жизни ставили они себе в пример поэта.
Огромным потрясением для современников Пушкина стала его трагическая гибель. Мгновенно отреагировали на его смерть и многие поэты, создав целую серию стихотворений–откликов, из которых, пожалуй, самым значительным можно считать "Смерть поэта" Лермонтова.
Боль, сожаление и горечь, вызванные этим событием, не утихали, и чем больше времени отделяло от Пушкинской эпохи, тем живее в сознании поэтов был образ Пушкина.
Из всех произведений о Пушкине в нашей работе обращено внимание на те, в которых развивается мотив воображаемой встречис Пушкиным; этот мотив обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX – XX веков.
Одним из таких поэтов был А.Н. Апухтин.
Вообще, анализ его стихотворений возможен лишь на фоне поэтической традиции, символом которой стал Пушкин. Произведения насыщены литературными ассоциациями и цитатами, рассчитанными на узнавания. Чтобы быть правильно истолкованными, они должны постоянно соотноситься с поэзией предшественников. Так стихотворения Апухтина "Прощание с деревней", и "Приветствую вас , дни труда и вдохновения…" отчетливо ориентированы на пушкинскую "Деревню"; начало стихотворения "Судьба" перекликается с "Анчаром"; а в стихотворении "К морю" прослеживаются мотивы пушкинских элегии "Погасло дневное светило…" и "К морю".
Апухтин как лирик сформировался в "поэтическую" эпоху 50-ых годов, высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха осталась до конца жизни идеалом поэта.
Апухтину интересна была и сама личность Пушкина.
В 1858 году А.Н. Апухтин пишет стихотворение "19 октября 1858 года" о "встрече" с тенью Пушкина:
И тень забытая носилась предо мной
В своем величии суровом
Ясно, что толчком, импульсом для рождения этого образа стала знаменательная в жизни Пушкина дата, вынесенная в заглавие стихотворения – 19 октября – день открытия лицея. Через 21 год после гибели Пушкина другой поэт "отмечает" это событие.
Во времена Апухтина еще жива была память о роковой дуэли, и призрак поэта служит постоянным напоминанием о случившемся, молчаливым укором. Идея всего стихотворения – напомнить миру об огромной потере.
Но в то же время поэту близок и Пушкин такой, каким он был в жизни, поэтому Апухтин видит Пушкина курчавым мальчиком, когда "под сень иных садов вошел он в первый раз, исполненный смущенья" и сочувствует ему в ссылке, потом оплакивает его смерть, но при этом Пушкин остается "тенью", которая не участвует в разговоре с поэтом.
Другой поэт 80 годов XIX века – К.М. Фофанов. "Поэт милостью божьей" – эти слова чаще всего использовали для характеристики Фофанова. Но в них следует видеть не только восхищение природной одаренностью, но и признание очевидного факта, что всем лучшим в своих стихах Фофанов был обязан исключительно природному дару: ни образования, ни широкого кругозора, ни способности к саморазвитию у поэта не было. Все поклонники видели в нем не только осуществленные, но и погибающие возможности. Например, А.Н. Майков, назвав Фофанова "самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приближающимся к Пушкину", посетовал: "В нем сидит необычайное дарование, удивительное чутье, и, будь он начитан и образован, это была бы гордость русской литературы".
В стихотворении Фофанова "Тени А.С. Пушкина" мотив встречи с "тенью" поэта развивается. Он "встречается" не только с "тенью", но и с "душой" поэта.
Встреча обставляется фантастическими, "мистическими" деталями, все подернуто какой-то дымкой, и исчезает ощущение живой близости Пушкина. Остается лишь глубокое воспоминание:
Во сне ли было то свиданье,
Иль наяву, при свете дня, -
Как тайна смерти от сознанья,
Тот час утерян для меня…
…с тобой
Меня знакомил кто-то чудный,
Какой-то гений неземной,
Какой-то демон безрассудный.
Во времена Фофанова Пушкина уже обожествляли, связывали с волшебством искусства, поэтому поэт и изображает встречу с Пушкиным в таком свете. Фофанова считают одним из предшественников русских символистов; может быть и отсюда некоторый налёт мистики, переплетение реального и воображаемого.
В стихотворении "Смуглый отрок бродил по аллеям…" А.Ахматовой, жизнь которой была связана с Царским Селом, встречи с Пушкиным не происходит, но всё в Царскосельском парке напоминает о "смуглом отроке", появляются какие-то биографические детали:
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни
В творчестве А.А. Ахматовой можно выделить особый "пушкинский слой", который со временем становится всё более насыщенным, превращается в особый принцип построения поэтического мира, где собственная поэтика начинает строиться и по-настоящему пониматься только в связи с пушкинской, пушкинская биография накладывается на биографию самой поэтессы, и в этом соотношении выявляется истинная сущность поэтического творчества.
Ориентация на поэзию Пушкина сказалась и на изменении внешних тем Ахматовой, вызвала в её стихах появление открытых откликов на события современности, в том числе и на политические.
Большое значение имел Пушкин и в жизни поэтессы.
Пушкин был спасением, небом, бездонным миром. Муза Ахматовой бродила по тем же тропам "таинственных долин" царскосельских парков, где "весной, при кликах лебединых" "являться муза стала" Пушкину. Но не весна, а осень или зима наполняют поэтические пейзажи Ахматовой.
Ахматова впервые соприкоснулась с Пушкиным в детстве. Живя в Царском Селе, она просто не могла не впитать пушкинскую лирику. Будучи гимназисткой, Аня Горенко в воображении много раз встречалась со знаменитым поэтом на царскосельских дорожках.
Пребывание в Царском Селе, где поэтесса проводила учебный год, чередовалось со сказочными летними месяцами вблизи, Стрелецкой бухты у Севастополя. Но Херсонес и Чёрное море странным образом не отрицали и даже не затмевали Царского Села – ведь дух Пушкина был и здесь, а его "античная" лирика, анакреонтика тоже приходили на ум, как что-то неотрывное от этих мест.
Когда Ахматова уже стала поэтессой, то продолжала ближе всех своих современников стоять к самой главной, исходной традиции – пушкинской. Не только стихи, но и письма Пушкина она помнила если не наизусть, то близко к тексту. Изучала творчество Пушкина как профессиональный литературовед, раскрывала его тайнопись. Поэзия Пушкина – ключ к творчеству самой Ахматовой.
Очень близок Пушкин был М.Цветаевой, в жизни и творчестве которой мотив встречи с Пушкиным имел огромное значение.
Пушкин вошёл в жизнь Цветаевой с трёх лет. Сначала картина "Дуэль", затем запретный шкаф с книгами в комнате матери и, наконец, огромный памятником Пушкину в сквере, где ежедневно гуляла маленькая Марина с няней. Всё вокруг буквально дышало Пушкиным, кричало о нём. И Пушкин глубоко и прочно проник в душу ребёнка – как первое знакомство с миром, с поэзией, с материей, с людьми – словом, как самые разные знакомства. Для девочки-Цветаевой поэт был окружен ореолом , и она пыталась разгадать его тайну.
А соприкоснувшись с волшебной поэзией Пушкина, Цветаева полюбила его образы, его героев…
Самое первое произведение, с которым познакомилась Цветаева – поэма "Цыгане".
Стоя на стуле, постоянно озираясь, чтобы не заметили взрослые, семилетняя Марина читала пушкинскую поэму…
Позже, уже будучи взрослой, Цветаева прочитала "Историю Пугачёвского бунта" и "Капитанскую дочку". Пугачёва в своей книге "Мой Пушкин" Цветаева называет Вожатым. Он навсегда остался её любимым героем.