Смекни!
smekni.com

Понятие договора поставки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (стр. 2 из 7)

Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания (ст. 130 ГК РФ). Теперь в отличие от ранее действующих норм о поставках их продажа должна осуществляться не по договору поставки, а по договору продажи недвижимости.

Нормы о поставках также неприменимы к снабжению через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, поскольку эти правоотношения регулируются положениями о договоре энергоснабжения.

Под видом договора поставки подразумевается договор поставки для государственных нужд, который заключается на основании государственного контракта. Такой договор отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков и уполномоченных ими лиц. При этом поставки обеспечиваются за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Особенности внешнеторговых договоров при поставках продукции военного назначения обусловливаются предметом регулируемых правоотношений и субъектами договорно-правовых связей.

Предметом внешнеторговых договоров выступает продукция военного назначения, обладающая как товар специфическими свой-ствами удовлетворения материальных потребностей иностранных государств, что продиктовано интересами национальной безопасности и суверенитета.

Издавна субъекты хозяйственной деятельности использовали такую форму отношений, как производство и поставка Товаров, вырабатываемых из давальческого сырья. Многие предприятия черной и цветной металлургии, деревообрабатывающие, а также предприятия текстильной промышленности работают по данной схеме.

В связи с тем что договор поставки — самый распространенный в предпринимательской деятельности, законодательство и правоприменительная практика всегда уделяли регулированию правоотношений поставки повышенное внимание.

Отличительные признаки договора поставки. Выделение договора поставки в отдельную самостоятельную разновидность сделок купли-продажи, как уже упоминалось, характерно в основном для российской правовой теории и практики. Оно сложилось в дореволюционный период, затем было воспринято и развито советским гражданским правом. Под влиянием последнего институт договора поставки использовался восточноевропейскими странами.

В дореволюционный период под поставкой понимался такой договор, в силу которого одна сторона обязывается к назначенному сроку передать вещи определенного рода и в определенном количестве, а другая сторона — заплатить за это известную сумму[6].

Среди существенных отличий от договора купли-продажи Г.Ф. Шершеневич выделял следующие:

а) продавец в момент совершения купли-продажи должен иметь право собственности на продаваемую вещь, тогда как поставщик может не быть ее собственником;

б) продаваемая вещь должна быть определена индивидуальными признаками, а при поставке вещи определяются лишь количеством и качеством. Поэтому недвижимость как вещь определенная не может быть предметом поставки;

в) в договоре купли-продажи между совершением договора и его исполнением может и не быть промежутка времени, а для договора поставки он является существенным.

В Гражданском кодексе РСФСР (1964 г.) поставка рассматривалась в качестве самостоятельного вида обязательств. Ей была посвящена глава 24, состоявшая из 9 статей. Основным отличием договора поставки от договора купли-продажи в то время выступал плановый характер заключения этого договора и участие в нем только социалистических организаций.

С развитием в стране рыночных отношений, ликвидацией централизованного планирования, снабжения и сбыта подобные нормативные установки стали существенным тормозом в развитии новых экономических связей. С принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик ситуация изменилась. Договор поставки стал считаться специальной разновидностью договора купли-продажи, поскольку и в том, и в другом случаях речь идет о возмездной передаче имущества в гражданском обороте.

В общем виде поставка стала или коммерческой куплей-продажей, или куплей-продажей, осуществляемой в деловом обороте.

Важными нормативными актами, регулирующими отношения по поставкам, в рассматриваемый период являлись Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888. Они носили комплексный характер, детально и в полном объеме регламентировали процесс заключения договоров, определения сторонами взаимных прав и обязанностей, исполнения обязательств. Положениями о поставках была предусмотрена ответственность за наиболее распространенные нарушения договорной дисциплины. В совокупности с Основами гражданского законодательства положения о поставках достаточно полно отвечали потребностям правового регулирования по поставке и часто применялись в судебно-арбитражной практике.

Для договора поставки по новому гражданскому законодательству представляются важными условия о предмете договора и сроках поставки. Остальные же условия регулируются общими положениями о купле-продаже. По Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г. И Основам гражданского законодательства все условия договора поставки считались существенными и регулировались нормами, отнесенными к этому виду договора.

Рассмотрим квалифицирующие признаки договора, позволяющие выделить его из иных разновидностей договора купли-продажи.

Во-первых, следует отметить особенность в субъектном составе данного договора, которая заключается в том, что в качестве поставщика может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Некоммерческие организации могут быть поставщиками товаров только в том случае, когда такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется в рамках целевой правоспособности некоммерческих организаций.

Во-вторых, цель приобретения товара. Поставкой обусловлено приобретение товара для использования его в предпринимательской или иной деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным и иным подобным использованием товара.

В судебной практике под целями, не связанными с личным использованием, понимается также приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). На это указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления Пленума от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки».

В-третьих, характерным признаком товаров, поставляемых по договору поставки, является то, что они производятся или закупаются поставщиком.

Включение в понятие договора поставки указания о передаче товаров «в обусловленный срок или сроки» позволяет назвать еще ряд особенностей этого договора:

момент заключения договора и момент его исполнения, как правило, не совпадают;

по договору поставки возможна передача товаров единовременно (в обусловленный срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода (в обусловленные сроки);

возможна передача и одной вещи, в том числе индивидуально-определенной (агрегат, станок, прибор индивидуального исполнения и т.п.) в обусловленный срок;

изготовителем товара договор заключается, как правило, на будущие вещи;

договор может быть заключен на длительный срок — год, несколько лет, в связи с чем из договора поставки часто возникают долгосрочные, длительные хозяйственные связи.

Как правило, товары по договору поставки передаются поставщиком покупателю в обусловленные срок или сроки, т.е. моменты заключения и исполнения договора не совпадают. Вместе с тем в теории и правоприменительной практике вызывает значительное затруднение ответ на вопрос о том, можно ли квалифицировать как поставку предпринимательский договор купли-продажи, моменты заключения и исполнения которого совпадают.

В литературе высказано обоснованное мнение о том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие поставку, отражают специфику предпринимательских отношений купли-продажи вне зависимости от того, исполняется такой договор в момент его заключения или через определенное время. Это означает, что несовпадение моментов заключения договора и передачи товара не является квалифицирующим признаком договора поставки. Для квалификации обязательства купли-продажи как договора поставки достаточно установления того, что продавец и покупатель действуют с предпринимательской целью. Такая позиция согласуется и с практикой международной купли-продажи. В контракте международной купли-продажи, подпадающем под сферу действия Венской конвенции, может отсутствовать условие о сроке передачи товаров. В таких случаях в соответствии с Конвенцией срок поставки определяется предписаниями содержащейся в ней диспозитивной нормы (ст. 33 Конвенции). При юридической квалификации контракта с точки зрения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, в каждом случае на основании статьи 431 «Толкование договора» ГК РФ следует выяснять действительную общую волю сторон с учетом цели контракта.

Таким образом, поскольку срок поставки является элементом правового регулирования, а не квалифицирующим признаком, наличие или отсутствие в предпринимательском обязательстве купли продажи согласованного условия о сроке передачи товара не влияет на квалификацию данного договора в качестве поставки, поэтому условие о сроке (сроках) поставки не следует считать существенным условием договора, влияющем на заключенность либо незаключенность договора.