Смекни!
smekni.com

Слово о полку Игореве (стр. 2 из 2)

Чем шире Автор "Слова..." охватывает своим взором русскую природу, тем конкретнее становится образ Русской земли. В нем оживают все стихии природы, что наиболее ярко представлено в Плаче Ярославны, образ которой становится как бы символом Русской земли: "На Дунае Ярославнин голос слышится, одинокою кукушкою рано поутру кличет: Полечу, - говорит, - кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле - реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле!"

Таким образом, пространству в "Слове..." соответствует и человечность окружающей природы. Это становится еще более очевидным при контрастном сопоставлении необъятных просторов Русской земли с пустынной Половецкой степью, с фантастическим миром, враждебным русичам: "Див кличет с вершины дерева, велит послушать земле незнаемой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуни, и тебе, Тмута - раканскиЙ истукан. А половцы неторенными дорогами побежали к Дону великому: галдят телеги в полуночи, словно лебеди распуганные". Противопоставление дано и на уровне образов-метафор: "солнце", "свет", "соколы" - символы Русской земли даны в резком контрасте с "тьмой", "тучами", "черными воронами", "галками" - символами Половецкой земли. "На реке на Каяле Тьма Свет покрыла: на Русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей. Уже налетело Бесчестье на Славу, уже ударило Насилье на Волю, уже ринулся Див на нашу землюГ'

Однако Русская земля для Автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. жители городов и сел - словом, "внуки Даждьбога". Автор ощущает Русь как огромное живое существо. Поэтому, естественно, основным критерием оценки деятельности князей является участие в судьбе Русской земли, русского народа. Это обусловило своеобразный композиционный прием: конкретный поход Игоря как бы наложен на историческую канву несчастий Русской земли. От этого и переходы Автора от настоящего к прошлому, размышления о будущем. Вся русская история, а не только поход Игоря, в поле его зрения. В крупном плане "Слово...", обрамленное зачином и славой, построено по принципу зеркальной симметрии.

В первой части этой симметрии Игорь идет в похода Поле Незнаемое. Главная историческая параллель походу Игоря здесь - судьба деда Игоря Олега "Гориславича". С именем родоначальника Ольговичей Автор связывает целую эпоху в жизни Руси, причем мрачную и трагическую, ибо "тот Олет мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял". "Тогда, при Олеге Гориславиче. засевались и прорастали усобицами, погибали владения Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах век людской сокращался".

Во второй части Игорь возвращается из плена, с Поля Незнаемого. Главная параллель походу Игоря здесь - родоначальник Всеславичей - Всеслав Полоцкий, прозванный народом "князем-оборотнем": "Он, обманом подпершись на коней, скакнул ко граду Киеву и коснулся палицей золотого престола Киевского. Скакнул от них лютым зверем в полночь из Белгорода, завесился синею мглой, а наутро вонзил секиры: отворил ворота Новгорода - разбил славу Ярославову".

В Олеге Гориславиче и Всеславе Полоцком обобщены два крупнейших исторических явления той эпохи: усобицы Ольговичей и Мономаховичей, и усобицы Всеславичей с Ярославичами. Вот почему характеристики этих князей занимают важное и определенное место в композиции "Слова...": они служат средством художественного обобщения. В коНтексте этой исторической параллели и Игорь Святославич характеризуется не сам по себе, как личность, а оцениваются его дела, поступки, их последствия для Русской земли. И хотя Автор с сочувствием относится к Игорю, его брату Всеволоду, отмечает их мужество, благородство, преданность Русской .земле, семье, .но он осуждает их за безрассудную смелость и самоуверенность, за желание добыть себе "чести и славы" любой ценой. "Распалило ум князя желание, и жажда испить Дона великого знамение ему заслонила". "Те два храбрые Святославича, Игорь и Всеволод. пробудили нечисть раздором... Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, упрекают князя Игоря, что добро потопил на дне Каялы, реки Половецкой. Русского злата насыпали". Автор не против Игоря, нс за него Он не приверженец ни одной из соперничавших княжеских группировок - Ольговичей, Мономаховичей и т.д. Автор "Слова о полку Игореве" над ними в осмыслении самого понятия "Русь" и в попытке показать, как пагубно отразилось на Руси отсутствие единства, стремление поставить личные интересы выше .интересов Родины: "Уж, братья, невеселое время настало, уже Пустыня Силу прикрыла) Поднялась обида средь полков Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона, плещучи. прогнала обильные времена) Борьба князей с погаными безуспешна, ибо сказал брат брату: "Это мое, и то мое же1" И начали князья про малое "это великое" молвить и сами на себя измену ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на Землю русскую)" Призыв князей к единению для совместной защиты Руси и составляет основную идею произведения.

Призыв к единению наиболее ярко высказан Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря и Всеволода. Не случайно Сон Святослава и "Златое слово" его составляют как бы центр (ось) зеркальной симметрии, а сам Святослав, слабый киевский князь, вопреки исторической достоверности, предстает "могущественным", "грозным", как и положено было главе русских князей. Можно сказать, что для Автора Святослав - носитель объединительной политики, а это на пользу Руси.

Привело ли мощное, как набатный звон, "Слово. " к практическим результатам? По летописям историки установили степень эффективности призыва Автора 1 186 г. - оказался мирным, в 1187-1189 гг. между многими князьями были заключены союзы, скрепленные браками детей, и целых пять лtт идеи Автора "Слова..." торжествовали и оберегали Русь.

Причина такого воздействия на умы и чувства людей той эпохи, конечно, не только в высоком гражданском пафосе, но и в необычайной поэтичности "Слова..." Автор, писатель большой литературной культуры, работая над произведением, воспользовался едва ли не всеми изобразительными средствами как письменной, так и устной народной словесности. Так, например, в "Слове..." широко использована военная терминологическая лексика, как в прямом, так и в переносном значении: "испить шеломом Дону" - победить врага у Дона, "вступить в златое стремя" - выступить в поход, "главу свою приложить" - пасть в бою,

С народной поэтической традицией связаны яркие сравнения, параллелизмы ("Гзак бежит серым волком", "Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому"); символика ("4 солнца", "молодые месяцы", "соколы" - князья, "жемчуг" - слезы); эпитеты ("красные девки", "Златое слово", "серебряная седина", "зеленая трава", "синее вино", "сизые орлы" и др.). Большое место в стилистическом строе занимают разного рода повторения как прием объединения текста В единое целое. Каждый из видов повторений имеет общее эстетическое значение и частные цели. Так, рефрен "О русская земля, уже за шеломянем еси!" усиливает напряженность повествования. Рефрен "За землю Русскую, за раны Игоревы!" в авторском обращении выражает основную идею произведения, Чередование одинаковых синтаксических конструкций ("Тут братья разлучились на берегу быстрой Каялы, тут кровавого вина недостало, туг пир окончили храбрые русичи"), повторение образов и слов ("Были века Трояни...", "Погасли вечерние зори") создают ощущение неторопливости, длительности действия. Весь стилистический строй свидетельствует, что Автор прежде всего стремился утвердить в сознании читателя свое понимание событий, свою печаль и радость. И именно Автор вносит в "Слово,.."и ту страстную лиричность, и тот высокий общественный пафос, которые •гак характерны для этого произведения.

Созданное восемь веков назад "Слово о полку Игореве" излучает гуманный свет добра, и сегодня оставаясь живым и современным. Как отмечает Б. Олейник, "Слово..." стало тем неиссякаемым кладезем, из которого черпали и черпают живую воду вдохновения литературы всех народов. Для нас же, славян, и прежде всего русских, украинцев, белорусов. - это, по сути, то начало, из которого родились наши литературы. "Слово..." присутствует в самой формуле нашего духовного генетического кода. Поэтому часто, сами того не подозревая, мы пользуемся даже интонационным ключом "Слова..." (3, с. 543).

Список литературы

1. Булахов М. Г. "Слово о полку Игорева" в литературе, искусстве, науке// Краткий энциклопедический словарь.-Минск, 1989.

2. Лихачев Д. С. Слово б полку Игореве: Историке- литературный очерк. - М„ 1982. Слово о полку Игореве. 800 лет. - М., 1986.