Любимые книги в мире те, с которыми сожгут: "Илиада", "Набелунги". 'Слово о полку Игореве".
Марина Цветаева
Немного найдется в мировой литературе произведений, которые влекли бы к себе с такой неодолимой силой, как "Слово о полку Игореве" - замечательный памятник древнерусской литературы XII в. Словно могучий магнит, притягивает оно великой правдой идеи и трепетным лиризмом сердца многих и многих людей во всем мире. "Слово..." читают и перечитывают, почти два столетия ведется изучение его конкретно-исторического содержания, поэтики, традиций, функционирования во времени. На разных языках о нем написано более 5 тысяч книг, сделаны сотни переводов, переложений, и большая их часть приходится на последние десятилетия. Но, подобно "Граду-Китежу", произведение остается еще не разгаданным, "дорога к "Слову..."бесконечна".
"Слово о полку Игореве" было открыто в начале 90-х годов XVIII в. в одной древней рукописи знатоком старинной книги, историком и археологом графом А.И. Мусиным-Пушкиным. Высокую оценку поэтических достоинств древнего произведения сразу же дали М.М. Херасков, Н.М. Карамзин. А в 1800 г. "Слово..." было издано под заглавием "Ироическая песнь о походе удельного князя Новагорода- Северского Игоря Святославича. писанная старинным русским языком в конце XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". Ближайшими помощниками А.И. Мусина-Пушкина в осуществлении этого издания были А.Ф. Малиновский и Н.Н. Бантыш- Каменский. Они же были первыми исследователями "Слова...", открытие которого было большим событием в культурной и литературной жизни России, оно заставило пересмотреть отношение к нашей древней литературе и истории Древней Руси.
В 1812 г. рукопись "Слова о полку Игореве" трагически погибла во время московского пожара вместе со всем собранием рукописей А.И. Мусина-Пушкина. Этот факт стал поводом для появления сомнений в подлинности и древности "Слова...". Подделку приписывали то самому А.И. Мусину-Пушкину, то Н.М. Карамзину, то архимандриту Спасо-Ярославского монастыря (место храпения рукописи "Слова..."в XVIII в.) Йолю Быковскому. В защиту произведения выступили многие ученые, поэты, историки (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер и др.). В XX в. скептическое отношение к "Слову..." вновь возродилось, несмотря на то, что еще во второй половине XIX в. были открыты произведения XIV-XV вв., в которых налицо влияние "Слова..." ("Задон - щина", "Сказание о Мамаевом побоище"). Дальнейшие исследования показали не только языковое и стилистическое соответствие "Слова..." его времени и сходство со многими памятниками русской литературы XI - XIII вв. ("Слово о князьях", "Слово о погибели русской земли", "Ипатьевская летопись"), отражающими такую же озабоченность за свой век, но и типологическую общность со средневековым героическим эпосом европейских ("Песньо Роланде", "Песнь о Нибелунгах", "Песньо моемСиде") и азиатских народов ("Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, "Манас", "Давид Сасунский"). Однако точная дата написания "Слова..." не установлена до сих пор. Исследователи относят время его создания на период 1 185- 1 197 гг. Кто же он, Автор бессмертного произведения? Подобно многим древнерусским произведениям, "Слово о полку Игореве" анонимно. Многочисленные попытки разгадать тайну авторства успехов не принесли: высказы - вались и предлагаются до сих пор совершенно противоположные мнения. Автором называли то премудрого книжника Тимофея, то новгородского посадника Романа, то певца Митусу, а писатель В. Чивилихин в романе-эссе "Память" попытался доказать, что Автором "Слова..." был сам князь Игорь. К настоящему времени существует более 20 гипотез по проблеме авторства "Слова...". Наиболее аргументированной является гипотеза Б.А. Рыбакова, согласно которой создателем "Слова..." был киевский тысяцкий Петр Вориславич, составивший и летописный рассказе походе Игоря. Гипотезу поддержали многие ученые, но говорить о том, что поиск завершен, еще рано. Как считает акад. Д.С. Лихачев, исходя из текста самого "Слова...", можно представить портрет Автора. '
Безусловно, это человек светский, независимый от родовых княжеских симпатий и антипатий, но близкий к княжеской среде. Прекрасное знание истории, политики, культуры, фольклора, географии, княжеского быта указывает на принадлежность к интеллектуальной элите, а литературная одаренность высочайшей степени, истинная боль за Русскую землю выдают гениального художника, горячего патриота, думающего и страдающего вместе со своим народом. Ярче всего личность Автора "Слова о полку Игореве" проявляется в центральных идеях произведения, в отношении к главным героям, в жизненной позиции и, разумеются, в художественной форме выражения собственных взглядов.
В основе сюжета "Слова..." исторический факт: поход на половцев в 1185 г. Новгорода-Северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына .Владимира, описанный в Киевской летописи. И "Слово..." очень напоминает летописный рассказ, что и дало Б.А. Рыбакову основание утверждать, что автор "Слова..." и летописного рассказа - одно лицо: те же мотивы поступков, та же последовательность событий. Но, в отличие от летописца, Автор не ставил своей задачей изложение исторических событий, воспроизведения всего похода Игоря, его судьбы. Он стремился дать их политическую и эмоциональную оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение, страшнее которого не знала Русь XII в., - это лишь повод поговорить о злосчастном положении Русской земли, оказавшейся в плену междоусобных распрей князей. Таким образом, хотя речь и идет о князе Игоре, главным героем "Слова..." является не он, а вся Русская земля. Все помыслы создателя "Слова...", его истинная привязанность, его боль - Русская земля. Судьба Руси, ее народа, князей "от старого Владимира до нынешнего Игоря" - вот основная тема "Слова...".
В соответствии с принципами изображения в средневековой литературе тема определила художественные средства изображения. По определению Д.С. Лихачева, "Слово..." принадлежит к стилю монументального историзма XI - XIII вв., признаками которого являются стремление судить обо всем с точки зрения целей человеческого существования. эпический размах и динамизм повествования, масштабность дистанций: пространственных, временных, иерархических. В "Слове..." все это есть.
Место действия в произведении - вся Русская земля, от Новгорода на Севере доТмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Более того, Автор заставляет прислушиваться к событиям на Руси немцев, греков, моравов и т.д., тем самым включая Русь в состав окружающих ее народов. Интересно используется перечисление названий городов, рек, гор, народов как способ гиперболизации. Едва ли в мировой литературе найдется произведение, в которое одновременно были бы "втянуты" такие географические пространства. И эти огромные пространства герои "Слова..." преодолевают в мгновение ока, так что читатель забывает о трудностях переходов. Художественное пространство непосредственно связано с художественным временем, оно динамично. Динамичность увеличивается оттого, что не описываются подробности (что также является свойством монументального историзма), а все воспринимается как бы с высоты птичьего полета, отсюда и возможность одновременного показа событий, происходящих в разных местах. Основное средство изображения - гипербола: "Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он'в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал уши в Чернигове".
Автор гиперболизирует силу и скорость звуков, использует звукоподражания, давая возможность услышать и топот сотен коней, и скрежет оружия на поле битвы, и посвист стрел, и звон колоколов:
"Тому в Полоцке позвонили заутреню рано у святой Софии в Колокола, А ОН в Киеве звОН слышал".
Благодаря этому пространственно-временной портрет Русской земли дополняется звуковым.
Эпичностью и масштабностью отличается изображение природы, которая составляет как бы необыкновенно широкий ' фон, на котором разворачивается действие "Слова...". Ветер,. солнце, грозовые тучи, молнии, туманы, вечерние зори, птицы, звери передают ощущение бескрайности просторов Руси. Но природа не столько фон. сколько действующий герой "Слова...". Она проявляет себя в унисон историческим событиям, между миром людей и природы нет четких границ. Автор, используя олицетворения, сближает действительность с богатым фольклорным миром: солнце предостерегает отнесчастья, деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: "Но уже беду его подстерегают птицы по дубравам; волки грозу навывают по оврагам; орлы клектом на кости зверей зовут: лисицы лают на алые щиты". Природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Нет статического пейзажа, как в других произведениях древнерусской литературы; окружающий мир в движении, в явлениях, в процессах. Исследователи подсчитали, что в "Слове о полку Игореве" существительных - 387, глаголов -297 (^.прилагательных-141, числительных и местоимений - 20, союзов - 18, междометий - 2. То есть "Слово..." буквально набито глаголами действия, поэтому так много динамики в произведении, а это тоже примета эпохи XII в., примета Руси.
Перемещения, перелеты характерны и для людей в "Слове...", которые очень часто "перевоплощаются" в зверей и птиц: великий князь киевский может обернуться то соколом, защищающим свое гнездо, то волком, чтобы в одну ночь доскакать до.Тмутаракани. А "Всеслав - князь простым людям суд правил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал, из Киева, рыща, забегал до петухов в Тмутаракань, великого Хорса, волком рыща, в пути перегонял". Главное же, для того чтобы ярче раскрыть беды Русской земли. Автор соединяет горе человека и природы. Он с тревогой и болью показывает последствия усобиц и войн не только для человека, но и для природы: "кровавые зори свет возвещают", "черные тучи с моря идут", "земля гудит, реки мутно текут, пыль степь застилает". При этом одну метафору Автор разворачивает до целого описания, до эпизода. Например, в описании битвы на Каяле и на Немиге он использует картины земледельческого труда - посева, жатвы, молотьбы: "Черна земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита: горем взошли они по Русской земле!" Или в рассказе о битве на Немиге: "На Немиге из голов снопы стелют, молотят цепами булатными, кладут жизнь на току, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костями русских сынов)" В метафорическом плане воспроизведенный процесс уборки хлебана поле усиливает драматизм повествования, подчеркивает противоестественность происходящего, вводит сравнение земле - устроительной деятельности пахаря и разрушительной деятельности князей.