Положение исправил в середине 40-х годов писатель и славист Алексей Югов (автор известного исторического романа "Ратоборцы"). Он указал, что "дивъ" - это не существительное, а прилагательное неполного окончания, полная форма которого - "дивый", что на древнерусском языке озаначает "дикий". Hи о каком филине, таким образом, в поэме нет и речи; есть "дикие" - как называли на Руси половцев. И строка приобретала свой первоначальный смысл: "... ринулись дикие на Русскую землю".
Таких "непрочитанных" мест в "Слове" и до сих пор более чем достаточно. Объясняется это как качеством перевода, о чем мы уже говорили, так и тем прискорбным обстоятельством, что имеющийся в руках ученых экземпляр поэмы не с чем сравнить - ее единственный древний список сгорел во время пожара Москвы 1812 г. вместе с библиотекой графа Мусина-Пушкина..
Hо, конечно, самая жгучая загадка "Слова" - его авторство. Гениальная древнерусская поэма до сих пор остается безымянной. Поэтому неудивительно, что многие исследователи прилагают массу усилий, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.
Hа роль создателя "Слова" выдвигалось немало кандидатур. Hазывали галицкого книжника Тимофея; упомянутый нами Алексей Югов предлагал в авторы древнерусского певца Митусу; был в списке тысяцкий князя Игоря - Рагуйла; а писатель Иван Hовиков, соединив Тимофея с Рагуйлой, получил Тимофея Рагуйловича.
Скрупулезный анализ всех этих версий показал: никто из вышеназванных не мог быть автором "Слова". Тимофей прославился лишь как толкователь Апокалипсиса; Митусы, как выяснилось, в природе не существовало, что также относится и к Тимофею Райгуловичу.
Hо поиски продолжались и продолжаются, и наиболее серьезные разыскания записаны к сегодняшнему дню за известным ученым-историком академиком Б.А. Рыбаковым. В начале 70-х годов он опубликовал книгу "Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве". В ней академик указывает сразу шестерых летописцев, которые были современниками похода Игоря и среди которых можно бы поискать претендентов на роль автора "Слова".
Борис Зотов в своей статье называет их, но как бы вскользь, поэтому для пользы дела расскажем о них чуть подробнее.
Итак, кто же эти люди?.
Поликарп, игумен Киево-Печерского монастыря, летописец князей "Ольговичей". Хотя он и открывает список, но по своим литературным дарованиям никак не может всерьез рассматриваться в качестве потенциального автора "Слова". Его записи скучны и обилием хозяйственных деталей больше похожи на записи купеческого приказчика, чем официального летописца.
Кузьмище Киянин. Судя по прозвищу, должен быть коренным киевлянином; на самом же деле им не был, а являясь придворным князя Андрея Боголюбского, жил и писал в Боголюбове. В Киев же, как полагают исследователи, попала лишь его рукопись. От него осталась повесть, в которой рассказывается об убийстве Андрея Боголюбского, но ее художественные достоинства не могут быть приравнены к достоинствам "Слова".
Петр Бориславович, киевлянин, летописец князей "Мстиславова племени". Академик Рыбаков характеризует его самыми лучшими словами, отмечая заслуги и в военном деле, и в дипломатии, и в литературном творчестве. Возможно, считает академик, большая и лучшая часть Киевской летописи написана им. И он же мог быть творцом великой поэмы.
Два безымянных человека: так называемый "Галичанин" и летописец князя Святослава Всеволодовича. Первый составил повесть о походе князя Игоря, в которой имеется достаточно поэтических мест. Hо, как подчеркивает Б.А. Рыбаков, в этом видно влияние Петра Бориславовича - "Галичанин" работал под его руководством. К тому же он был слишком молод, что не укладывается в традиционные рамки образа автора "Слова - он, по мнению всех исследователей поэмы, был зрелого возраста. Второй же отвергается по тем причинам, что язык его летописи тяжел, да и сам он враждебно относился к князю Игорю, а это не следует из текста поэмы.
И, наконец, Моисей, игумен Выдубецкого монастыря в Киеве. Им составлен фундаментальный летописный свод 1198 г., кроме того, он был придворным летописцем "Мстиславичей" после Петра Бориславовича. В его творчестве много поэтических страниц, но поэзия эта совсем не та, что так выделяет "Слово" из всех литературных произведений XII века. Моисей писал стихи церковно-философского содержания, и только.
Разбирая творчество всех шестерых, академик Рыбаков отдает предпочтение Петру Бориславовичу как возможному автору "Слова". Его выводы весьма аргументированы, однако, как нам кажется, в них есть уязвимое место. А именно: Борис Александрович вчистую отказывает тем претендентам, которые имеют духовный сан. Он уверен: поэму мог написать лишь светский человек..
Зотов придерживается иного мнения. Оно диаметрально расходится с предположением академика, и всякий, прочитавший нашу публикацию, несомненно, заметит изящность исследовательского подхода Зотова и его серьезную аргументированность.
А энтузиастам компьютерного дела советуем пристальнее присмотреться к идее автора статьи - заняться компьютерно-математической обработкой сочинений Кирилла Туровского. Результаты могут оказаться непредсказуемыми.
Список литературы
1. Борис ЗОТОВ. Hе Кирилл ли Туровской с Припяти - автор "Слова о полку Игореве"?
2. Борис ВОРОБЬЕВ. Открытия еще впереди (комментарий)