Смекни!
smekni.com

Поэтическое творчество Валерия Брюсова в контексте его учения о множественности истин (стр. 2 из 2)

Но, вздрогнув, как от страшных снов,

Пойми - все тайны в нас!

Где думы нет - там нет веков,

Там только свет - где глаз.

......................

И что в былом свершилось раз,

Тому забвенья нет.

Пойми - весь мир, все тайны в нас,

В нас Сумрак и Рассвет.

Здесь очень наглядно проявляется брюсовский релятивизм, который, в свою очередь, корнями уходит в предположение, что истина возникает на пересечении мира внутреннего, то есть "я", и мира внешнего.

Плюралистические же идеи В. Брюсова лучше всего выражена в другом стихотворении "З. Н. Гиппиус" (Urbi et Orbi). Поэт прямо утверждает:

Неколебимой истине

Не верю я давно,

И все моря и пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья,

И Господа и Дьявола

Хочу прославить я.

Господь, Дьявол, Сумрак, Рассвет, Любовь, Грех - образуют антиномичные пары и в лучших традициях символизма написаны с заглавной буквы, по-видимому, символизируя некие универсальные категории. Обращает на себя внимание и местоимение "все", а также, как варианты, "всюду", "всех" и т. п., выражающее все ту же равнозначность всех мировых начал.

Поэтическое подтверждение брюсовского учения о множественности истин можно обнаружить и во многих других стихотворениях:

Этот мир двояко бесконечен...

........................

Мы на всех путях дойдем до чуда!

Этот мир иного мира тень.

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки - первая ступень.

"Каждый миг", 5 сентября 1900

Здесь, с привычной брюсовской дидактичностью, четко выражена идея двоемирия - прямая наследница брюсовского плюрализма. Действительно, если допустить, что существует несколько (а точнее, бесконечное множество мировоззренческих систем, отражающих во внутреннем мире мир внешний), то почему бы не предположить, что сам "мир" также может существовать в разных ипостасях.

В другом стихотворении "Люцифер" (Tertia Vigilia), В. Брюсов иллюстрирует еще одну идею, имеющую отношение к учению о множественности истин: "Все так связано, что малейшее может раскрыть смысл вечности" (1, т.6, с. 41). Иными словами, в мире нет одних явлений, более приоритетных, чем другие. Любой из выбранных путей познания приведет к истине, потому что истинно все, что существует.

Я - первый, до века восставший,

Восставший до начала веков,

Я - первую заповедь давший:

Есть много богов.

О, будемте все, как боги,

Познавши добро и зло.

К совершенству путей есть много,

Их безмерно число.

Итак, брюсовская поэзия первого творческого этапа - антиномична. Иными словами, внутренняя антиномичность поэтического текста - один из важнейших принципов его структурной организации. На наш взгляд, плюрализм В. Брюсова, его особенное понимание категории истины наиболее адекватно реализуется в структуре поэтического текста в категории оппозициональных пар или так называемых бинарных оппозиций.

В вышеприведенных примерах достаточно легко вычленяются следующие бинарные оппозиции: "мечты-речи", "жить-умереть", "Любовь-Грех", "Сумрак-Рассвет", "Господь-Дьявол", "добро-зло". "Море" и "пристань" также могут быть рассмотрены в составе бинарной оппозиции по принципу "открытое пространство" - "тупик", или "движение" - "покой".

Мы уже выяснили, что В. Брюсов познает мир, априорно принимая его антиномичность. Процесс познания истины в структуре стиха следует рассматривать как полярный. Именно антиномии, по В. Брюсову, способны всесторонне описать противоречия и парадоксы внешнего мира. И особое понимание истины, как категории, противоречащей самой себе, позволило поэту создать такие же противоречивые, но удивительно верно воссоздающие жизнь вечно переменчивой вселенной.

Список литературы

1. Алексей Марьясов. Поэтическое творчество Валерия Брюсова в контексте его учения о множественности истин.

2. Брюсов В. Я. Собрание сочинений в семи томах, М. - 1975 г.