Вслед за помыслом в душе героинь рождается борьба. Надо сказать, что борются они не столько с окружающим обществом, сколько с теми представлениями о добродетелях, которые были воспитаны в них. И конечно же борьба с самим собой протекает по-разному. Наиболее болезненно борьбу со своими нравственными устоями переносит Катерина. Да это и не удивительно. Ведь здесь большую роль играет ее искренняя вера в Бога и близость к духовному началу. Будучи глубоко религиозной, совершить прелюбодеяние – один из десяти смертных грехов – для нее означает обречь себя на смерть. И как это часто бывает, когда человек находится на перепутье и не может решиться сделать выбор, появляется кто-то, кто подталкивает к решению, не всегда верному. В случае с Катериной ее золовка Варвара выступила в роли змея - искусителя. Варвара, выросшая в среде, где царят ханжество, лицемерие, обман, прекрасно приспособилась к этим условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Сначала она готовит Катерину в общих чертах,
Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
далее следует более конкретное предложение от Варвары:
Варвара. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть понадобится. Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.
Терзания разрывают душу Катерины, как птица в клетке мечется ее испуганное сердце:
Катерина. <…>Вот погибель – то! Вот она!<…> Вот так – то и гибнет наша сестра – то. В неволе – то кому весело! Мало ли что в голову – то придет. <…>А горька неволя, ох, как горька, кто от нее не плачет! <…> (Прячет ключ в карман) Ну, уж знать там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали – то! Да хоть и поговорю–то, так все не беда! А как же я мужу то!… Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая–то еще во всю жизнь не выйдет.<…> Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то! Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..
Конечно, и Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастья Катерине, а ей, слабой и ранимой, так хотелось хоть чуточку тепла и понимания от окружающих ее людей. Натура романтичная, но в то же время мятежная, в атмосфере скопидомства и жестокого самодурства, она искала выход накопившимся эмоциям. После мучительных раздумий и сомнений, не сумев обуздать их, она решилась на безнравственный поступок. Выбор сделан. Решение принято, в действительности зло одержало верх над разумом. В этот момент и погибла Катерина, погибла тогда, когда безвольно подчинилась судьбе, приняла зло в сердце. Именно об этом говорит она Борису: « Нет, мне не жить, уж я знаю, что не жить».
Не меньшие душевные муки пережила и Лариса Огудалова, прежде чем сделать свой жизненный выбор. Натура тонкая и чувствительная, она по-своему жалела Карандышева. Она понимала, что, несмотря на дефицит душевных качеств, он по-своему добрый человек и не заслуживает к себе плохого отношения. Она же бесприданница, поэтому на лучшее ей рассчитывать не приходится.
Лариса. Теперь для меня и этот хорош. Да что толковать, дело решенное.
Потеряв надежду на счастье с Паратовым после их первых встреч, она уже почти смирилась с неизбежностью брака с Карандышевым, но при новой встрече с утерянной любовью, в ней оживают утраченные было иллюзии, она вновь обретает надежду. Последней же каплей, повлиявшей на ее решение, стал обед у Карандышева. Лишний раз убедившись в мелочном тщеславии и низости своего жениха, Лариса решает точно: с Карандышевым она быть не может и не хочет. Уже решив пойти на Волгу, но не признаваясь в этом даже себе, Лариса сделала первый шаг навстречу своей гибели. Ей отвели гнусную роль содержанки, и с болью осознав, что в этом мире нет места благородству и чести, Лариса решила, что лучше быть игрушкой, дорогой вещью в руках хозяина, чем влачить безрадостное существование рядом с глупцом.
Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев. Я беру вас, я ваш хозяин.
Лариса. О, нет! Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха… я слишком, слишком дорога для вас.
Карандышев. Что вы говорите! Мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов?
Лариса. Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой.
И в тот момент, когда Лариса оценила себя как вещь, в ее душе наступил перелом. Как личность она морально деградировала, отныне ей будет недоступно простое женское счастье: верность, материнство, душевный покой. И здесь зло восторжествовало.
Но если две первые наши героини боролись со своим духовным «я», испытывали душевные терзания, то Катерина Львовна оказалась гораздо более злой и беспринципной. Почти сразу подчинилась она воле случая и тем самым проложила себе тропинку к более тяжким деяниям. Всегда трудно сделать первый шаг, а затем злые деяния увеличиваются, как снежный ком. Один тяжкий проступок влечет за собой другой, так и в случае с Катериной Львовной: без особых угрызений она изменила мужу, а желая скрыть это, она отравила своего свекра, за этим последовало убийство мужа… И самое страшное, что может сделать женщина, сама готовящаяся стать матерью, это убийство невинного дитя. Это значит, что в душе ее не осталось ничего человеческого. Маленькая уступка, услаждение своих похотливых помыслов стоила жизни многим невинным людям. После содеянного нет права у нее называться человеком, нет ей прощения ни перед людьми, ни перед Богом.
Есть ли спасение? В чем оно?
Всемогущ и добр Всевышний, в его сердце для каждого находится место: и для доброго человека, и для грешника. Важно почувствовать в себе внутреннюю потребность в искреннем покаянии. И тогда он простит старые ошибки и, возможно, поможет избежать новых, и пока человек не потерял веру и надежду, Бог не оставит его, недаром сквозь века дошла до наших дней мудрая притча.
Закончилась земная жизнь человека, и предстал он перед Божьим судом. И говорит ему Бог:
- Весь твой жизненный путь я был рядом с тобой, я всегда помогал тебе, оберегал тебя. Но ты совершил множество ошибок, много раз ты оступался, раскаиваешься ли ты в своих поступках, жалеешь ли о грехах?
- Да, я сожалею о них, - ответил человек, – но так ли ты был со мной все это время? Порой наступали моменты, когда я особенно нуждался в твоей помощи, и тебя не было рядом. Ты оставлял меня.
- Вот твоя дорога жизни, – сказал Бог, указывая на песчаный берег океана, - а на мокром песке оставлены следы. Это наши с тобой следы. Теперь ты видишь? Я всегда помогал тебе. Наши следы везде идут рядом.
- Нет, - ответил человек – вот здесь, в один из самых тяжелых моментов моей жизни ты оставил меня, на песке видны только мои следы.
- Это не твои следы. В самые горькие минуты жизни я нес тебя на руках! - ответил Бог.
Даже люди с добрыми и светлыми намерениями порой оступаются. Важно вовремя это осознать и раскаяться. Тогда душа очистится от скверны и грязи, наступит внутренний мир и покой. Человек почувствует себя в гармонии с Богом, с окружающими и с самим собой. Но это отнюдь не значит, что совершать плохие поступки и раскаиваться в них можно до бесконечности. Речь идет о настоящем искреннем покаянии, а покаяние – это такое потрясение души, такой плач о грехе, после которого человек не может вернуться к старому.
Возвращаясь к нашим героиням, анализируя их короткий жизненный путь, по-женски понимая и сочувствуя им, нельзя не признать тот факт, что они совершили много ошибок. И не внешние обстоятельства послужили виной тому, каждая приняла собственное решение, определившее их трагическую судьбу. К сожалению, в их душах произошло разрушение традиционных моральных устоев, не сумели они в зародыше искоренить зло, нелегким тернистым путем прийти к покаянию. Ближе всех подошла к этому Катерина Кабанова. Она испытывала потребность в покаянии, поэтому и открылась мужу и свекрови.
Катерина. Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!
Отчего же все-таки погибла она потом? Покаяние ее было неполным. Она не сумела полностью отказаться от греха, свою роль сыграли в этом такие личностные качества, как чрезмерная гордыня, самолюбие и эгоизм.
Катерина. Зачем они так смотрят на меня? … этого они у меня не отымут.
Они, значит, и Тихон. А где же чувство вины перед ним? А ведь Кабаниха была права – не любит Катерина Тихона, даже жалости к нему нет. И Варвара подтверждает это. Катерина все только о себе и о своей разбитой любви печется. И не к богу обращена ее последняя мысль, а к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Этот конфликт мог разрешиться для Катерины двояко: полностью и искренне раскаяться и остаться жить – значит смириться, покориться, навсегда отказаться от мыслей о грехе, или окончить свою жизнь трагически. Катерина выбирает второе, грустно и горько такое освобождение.
В плену метаморфоз оказалась и Лариса Огудалова. Цинизмом, а не раскаянием веет от ее слов и поступков. Человек может обмануть другого человека или общество в целом, но себя обмануть - нельзя, от самого себя невозможно убежать. Поэтому, если бы Лариса правильно сумела оценить свои шансы, избавиться от своих эфемерных иллюзий, сделать переоценку духовных ценностей и искренне раскаяться, то, со временем, она нашла бы новые жизненные стимулы и, возможно, прожила бы свою жизнь достойно и красиво.