МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
"Суждение"
Выполнил: студент гр. Ю-991
Пустовит С.С.
Проверил:
Овчаров А.А.
Кемерово 1999
Ввиду особой важности работы, автор со всей объективностью считает своим долгом подойти к решению данного вопроса, полагаясь пока лишь на изыскания людей, которые посвятили себя изучению такой науки, как логика…
План:
СТР.
5.1.Классификация суждений………………………….11
5.1.1.Деление суждений по качеству…………………..11
5.1.2.Деление суждений по количеству……………….12
5.2.Состав суждений.……………………………………14
5.3.Распределенность терминов……………………….15
6. Список используемой литературы…………………18
1. Введение
Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в них конкретного содержания. Логику интересует не конкретное содержание данного понятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду понятия, суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой форме мышления вообще.
Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
2. Истолкование суждения как
сочетания слов
Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р.Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством… для умозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен.
“Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен… Таким образом,
согласно номиналистам, то о чем мы, что-либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение.
2.1 Суждение и предложение
Если материальной оболочкой понятия служит слово, то материальной формой существования, носителем суждения выступает предложение.
Предложения делятся на:
а) Повествовательные.
б) Вопросительные.
в) Побудительные.
а) Повествовательные предложения выражают суждения. Они могут быть не только двусоставными, но и односоставными.
б) Вопросительные предложения, не выражают суждений. Бывают лишь правильными и неправильными.
в) Побудительные предложения, подобно вопросительным, тоже основаны на каких - либо суждениях.
3. Истолкование суждения как
сочетания представлений
или понятий
Значительная часть логиков-идеалистов считает, что то, о чем мы нечто утверждаем или отрицаем в суждении, есть представления (или понятия), а то, что мы утверждаем или отрицаем в суждении, является определенным отношением между этими представлениями (или понятиями). Наиболее рельефно эта точка зрения на суждение выражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли суждение с предложением, то Кант и неокантианцы отрывают суждение от предложения, - говорит Кант, - я уже должен судить….”
По мнению Канта, суждение есть соединение представлений в сознании… Это представление сознаний лишь тогда имеет необходимый характер, когда данные представления подводятся под априорные чисто рассудочные понятия.
“Если разложить, - говорит Кант, - все наши синтетические суждения, насколько они объективны, то окажется, что они никогда не состоят из одних созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждении только через простое сравнение; они были бы невозможны, если бы к отвлеченным от созерцания понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, под которое те понятия подводятся и только таким образом связываются в суждение, имеющее объективное значение.
Таким образом, у Канта истолкование суждения как установления связи или отношений между представлениями или понятиями необходимо связано с идеалистическим истолкованием всей действительности.
То, о чем нечто утверждается в суждении, есть, следовательно, представления.
То, что утверждается в отношении этих представлений, есть определенное отношение (т.е. априорная чисто рассудочная категория). Отличие неокантианцев от Канта выражается лишь в том, что они вообще отказываются от признания существования материальной действительности, хотя бы и в виде непознаваемых “вещей в себе”.
3.1. Атрибутный характер суждения
Вещи не существуют в действительности без признаков, т.е. без качеств, свойств, состояний отношений и т.п. “…. Вещь, - утверждает К.Маркс, – есть совокупность многих свойств...”
В равной мере не существуют в действительности и признаки, оторванные от вещей. “Существу-ют, – говорит Ф.Энгельс, – не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами.”
Поэтому и в мышлении предмет (вещь) отображается всегда в единстве с его признаками. “…Возможно ли, – спрашивает по этому поводу Н.А.Добролюбов, - отделять предмет от его признаков, и что остается от предмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим?”
Объективно существующее взаимоотношение между признаком и предметом отражается формой простого суждения.
Следует иметь в виду, что под предметом в логике понимается не только конкретная единичная вещь (например: эта роза, книга, лежащая на моем столе), а вообще все то, что является объектом познания.
Поэтому предметами суждения могут быть и совокупности предметов, т.е. классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства и отношения вещей. Признаком предмета (или группы предметов) является и отношение предмета к другим предметам и принадлежности предмета к классам предметов, так как все это характеризирует познаваемый предмет. Например, признаком “этой розы” является не только то, что она красная, что она пахнет и т.п., но также и то, что она растет у меня под окном, что она краснее той розы, которая растет у входа в сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, что она принадлежит к чайным розам…
4. Простое суждение как
отображение существования или не существования предмета
суждения в действительности.
Утверждая или отрицая принадлежность признака предмету, мы вместе с тем отображаем в суждении существование или не существование предмета суждения в действительности. Так, например, в таких простых суждениях, как: “существуют космические луга”, “Русалки не существуют в действительности” и т.п., мы непосредственно утверждаем (или отрицаем) существование предмета суждения в действительности. В прочих простых суждениях существование предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно. Не только в суждениях существования, а и во всяком простом суждении содержится знание о существовании или не существовании этого суждения в действительности.
5. Общая характеристика суждений:
Суждения классифицируются на:
- Простые суждения характеризуются тем, что в них нельзя выделить правильную часть, которая, в свою очередь, была бы самостоятельным суждением. Они состоят только из двух понятий; в одном из этих понятий выражается то, о чем мы нечто утверждаем или отрицаем, а в другом из этих понятий выражается то, что утверждается или отрицается.
Пример простого суждения: “Лилия - растение”.
- Сложные суждения состоят из двух и более простых суждений, тем или иным способом связанных между собой.
Помимо классификации суждения также делятся по:
1) качеству,
2) количеству
5.1.1. Деление суждений
по качеству
Качество суждения - одна из важнейших его логических характеристик. Под ним разумеется не фактическое содержание суждения, а его самая общая логическая форма - утвердительная или отрицательная.
а) Утвердительные суждения отображают наличие какой - либо связи между субъектом и предикатом; какого-либо признака (черты, стороны, свойства, состояния и т.п.) в предмете суждения.
б) Отрицательные суждения отображают отсутствие какой-либо связи между субъектом и предикатом; какого-либо признака в предмете суждения. Отрицательные суждения делятся на суждения с положительным предикатом, и суждения с отрицательным предикатом.
5.1.2. Деление суждений по количеству
Количество суждения - это его другая важнейшая логическая характеристика. Под количеством здесь разумеется отнюдь не какое-нибудь конкретное число мыслимых в нем объектов.
По количеству суждения делятся на:
а) единичные;
б) частные;
в) общие.
а) Некоторые логики называют единичные суждения индивидуальным суждением. Такое название является неудачным, ибо оно ведет к сме-
шиванию единичных суждений с индивидуальными суждениями. На самом деле всякое индивидуальное суждение является единичным суждением, но не всякое единичное суждение является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждением следует называть лишь такое единичное суждение, в котором указывается отличительный признак отдельного предмета.