Роман Шолохова « Поднятая целина » может послужить своеобразным учебником о коллективизации в России. Мы победоносно идем к социализму – такова основная идея книги. И вот такие-то герои дойдут до социализма, такие-то могут смалодушествовать, отстать, изменить, а такие-то безусловно изменят.
Беззакония и репрессии, сопровождающие коллективизацию, автор списывает на перегибы местных властей, которые искажают политику партии. Поэтому признание высшим руководством страны этих перегибов так благотворно влияет на шолоховских крестьян. « Власть наша хуторская надурила, кое-кого дураком в колхоз вогнала, много середняков окулачили,» – говорят хуторяне. Близость к жизни народа и писательское мастерство дали возможность автору создать незабываемые художественные образы.
Образ Семена Давыдова – один из главных художественных образов романа. Давыдов – питерский рабочий, коммунист. балтийский моряк, такие делали революцию в 1917 году.
Он убежденный революционер, верящий в мировую революцию, в победу социализма, поэтому он по призыву партии приезжает в незнакомый ему хутор создавать колхоз и строить новую жизнь. Давыдов не был мастером говорить речи, но слушали его так, как не слушают и самого искусного сказочника. « Меня послала к вам коммунистическая партия и рабочий класс, Чтобы уничтожить кулака как общего нашего кровососа. Нужно соединиться в колхоз. А зачем колхоз? С хлебом трудно оттого, что кулак гноит его в земле, у него с боем приходится хлеб брать. Середняцко – бедняцким хлебом Советский Союз не прокормить. Только трактор может выручить. Факт! » - говорил Давыдов. Убедительно говорил он о тракторах, о преимуществах коллективного хозяйства.
Этот « путиловский слесарек » сумел не только прижиться в донском казачем хуторе, он стал своим, благодаря человечности и терпимости к людям, искренней убежденности в нужности коллективного хозяйствования. Люди доверяли свои судьбы этому городскому человеку, как « любушке Давыдову ». Он сумел не только руководить людьми, но и заставил открыть перед ним душу. Давыдов умел прислушиваться к советам, поэтому его силы как руководителя колхоза удесятирились.Он чувсвительный, романтичный человек. Его отношение к Лушке, Варе подчеркивает. что сердце его бесхитростно и не закалено в любовных испытаниях, но где-то в тайниках его души есть мечта не только о мировой революции, но и о чистой, прочной любви, о семье, о детях. Мы видим его непрофессионализм в сельском хозяйстве, надуманные речи и лозунги, но мы видим и искреннее желание сделать жизнь лучше, настоящую веру в коммунизм.
Среди образов коммунистов ярким является образ партийного руководителя Макара Нагульного. Нагульнов ни на миг не сомневается в справедливости и истинности происходящего, все его речи и действия представляют собой попытку буквального следования заветам коммунистического учения. Главное у него не отвлекаться от революции. Для Нагульного не просто нет и не может быть никаких сомнений в правомерности любого действия на благо революции, но все вообще качества человека, все ценности являются таковыми или не являются в зависимости от того, на какой стороне находится их владелец. Нагульнов всегда находит себе дело, могущее в будущем способствовать успешному и победоносному шествию революции. Так он начинает учить английский язык для приближения мировой революции, не в состоянии запомнить его из-за ранения в голову. Все его проекты фантастичны и далеки от реальной жизни. Если что-то портит порядок в мире, с точки зрения Нагульного и коммунизма, оно подлежит немедленному и безжалостному уничтожению, так он уничтожит любое и любого, если он сочтет его вредным для революции. Вместе с такими страшными чертами в его характере соседствует жуткое обаяние, которое проявляется в непоколебимой вере и преданности своему делу.
Наиболее правдив у Шолохова образ Андрея Разметного, Его судьба трагична. В 1913 году он отправляется служить в армию. Но его бедность не дает ему возможность купить коня, как полагалось казаку. С дедовской шашкой, смирив унижение, он ушел на фронт за счет войска. На войне он получил три георгиевских креста за храбрость. В 1918 году Андрей записывается в Красную Армию и защищает новую власть, которая хочет справедливости и равенства для всех. В период гражданской войны, пока он воюет, с его семьей происходит несчастье. Умирают и жена и ребенок. Возвращается в Гремячий Лог Разметный коммунистом. Он верил в святость идеи коллективизации, но не мог принимать участие в раскулачивании, когда видел страдания детей. Шолохов любит эту чистую душу простого человека из народа. Внутренняя раздвоенность героя, которая иногда расценивается как мягкотелость, на самом деле является глубочайшей трагедией этого человека.
Чтобы передать внутренний мир Разметного автор романа мастерски описывает пару голубей, которые прижились на подворье Разметного. Разглядывая их, Андрей вспоминает свою жизнь, проводит аналогию между своей жизнью и жизнью этой голубиной четы. Писатель поэтично описывает простые вещи, « как голубь яростно воркуя, кружит по земле с распушенным веером хвостом, с безустальным упорством преследует свою избранницу». И тут же Шолохов переводит изображение в совсем иной план: «вот также кружил Андрей лет двадцать назад вокруг той, которую – один раз на своем веку – любил, кажется, больше своей жизни, да так и не успел долюбить.» Чувствуется особенное отношение автора к этому образу, он свой, его любят односельчане, а он им никогда не изменит.
К образам крестьян можно отнести образ Кондрата Майданникова, Щукаря, Островного.
Кондрат Майданников – крестьянин-середняк. Его судьба – судьба миллионов крестьян в России. Он относится к категории тех крестьян, которые с трудом шли в коллективизацию. Кондрат, вступая в колхоз, с болью, со слезами отрывал от себя «пуповину» собственности, прощался с имуществом, которое наживалось долгие годы тяжелым трудом. Даже став «ударником» колхозного труда, Кондрат не решается вступать в ряды коммунистов, поскольку он чувствует, что не совсем ушла из его души боль по своему добру, переданному в общее пользование, что не вполне он еще изжил в себе предрассудки, порожденные прошлой жизнью. В дальнейшем происходит рост сознания Кондрата , и Шолохов показывает, что Майданникову становится дорог колхоз, новый уклад жизни, за который он сражался в годы гражданской войны. И кульминацией его судьбы станет вступление в партию – такой сложный для него шаг. Сам Шолохов трактует поведение своего героя как борьбу « жалости – гадюки» с стремлением к светлой колхозной жизни.
Самый замечательный образ крестьянина-бедняка создан Шолоховым в образе Щукаря. Это любимый персонаж романа. Казалось бы, ничем не связан он с развитием основного сюжета романа, не будь его – и ничто существенно не изменилось бы в ходе событий. Как и в жизнь обитателей Гремячего Лога, так и в композиции романа, если понимать ее формально, он вносит скорее путаницу. А не будет его – « без него вроде пустое место в хуторе останется.»
Комическое в характере и злоключениях деда Щукаря дало возможность в полную меру проявиться шолоховскому юмору – глубоко народному, то грубоватому, то согретому теплой усмешкой и так часто близкому к тому, что Шолохов называет « грустинкой». Уморительны и характер Щукаря, и положения, в которые он попадает, и манера рассказывать о жизни – и у самого Щукаря, и у автора. Как мил русскому сердцу зтот бедняга-неудачник, с первых дней появления на свет, при всей своей уникальной своеобычности кровно родственный персонажам фольклерного твпрчества. Образ Щукаря своими корнями глубоко уходит в прошлую жизнь народа. В изображении судьбы смешного старика много серьезного, печального и трогательного. В прошлой « бытности » не было ему горемыке-бедняку удачи. Не было у него ни прочного места в жизни, ни малейшего просвета впереди, ни права на уважительное отношение к нему со стороны окружающих. Но по своей натуре русский характер несет в себе неистребимую способность и склонность к жизнелюбивому юмору, к незлобивой шутке, так скрашивающей безрадостные стороны жизни. И всегда хранил народ мечту о лучшей судьбе, о справедливом устройстве жизни. Не эти ли свойства получили своеобразное преломление в биографии и чертах характера деда Щукаря?
Даже его потешное фанфаронство, приписывание собственной личности далеко не присущие ей значения в ходе развертывающихся событий, нелепо преувеличенное представление о своем месте среди окружающих – все это возникло, с одной стороны, как неуклюжая и неосознанная форма протеста против унижения и , с другой стороны, как выражение характера неунывающего, стремящегося к жизни активной, приметной, способной снискать людское признание и внушить человеку уважение к самому себе. Лишь в колхозе горемычный Щукарь начинает обретать то, чего ему так не хватало всю жизнь. Недаром весело признается он: « Жизнь эта мне, братцы, начала даже нравится.» Изображено это в романе не прямолинейно. Ничто не дается злополучному Щукарю так уж просто.
То кобель Бородина «отомстил» деду за попытку проявить общественную активность и участвовать в раскулачивании. Едва ли не большее фиаско потерпел Щукарь в роли колхозного кашевара. Даже тихая дружба с Макаром Нагульновым и штудирование толкового словаря в надежде стать «культурным стариком» привели к «геройскому ранению» щепкой.
Полно позтической прелести описание мыслей Щукаря, его «бесцветно-голубые старческие» глаза способны видеть красоту природы. Щукарь сумел почувствовать новизну колхозной жизни, почувствовать, что за люди строят эту новую жизнь, всей душой привязаться к Нагульнову и Давыдову, с самозабвенной преданностью полюбить этих людей.