Смешит нас трогательное подражание Макару и Давыдову в способе выражать свои мысли: в устах Щукаря звучат уже и Макарово «задача ясная» и излюбленное давыдовское слово «факт». Прощаясь с дедом Щукарем писатель прощается уже не с болтливым и смешным, а спокойным и мудрым стариком, милым всем нам человеком. Образ Щукаря существует не только сам по себе. Ему принадлежит очень серьезная роль во всей образной системе романа. Многие события романа столь напряжены, что требуют немедленной художественной разрядки. Эту роль выполняет подлинно народный юмор.
Образы врагов коллективизации представлены в лице Половцева, Островнова, Лятьевского и местных кулаков. Их судьбы обречены, их заговор не удастся. Заговор Половцева против Советской власти – одна из главных сюжетных линий. Реалистично точно автор рисует контрреволюционное подполье. Половцев хитрый и коварный враг. Ему не удалось после революции уехать из России, вступив в Красную Армию, он ненавидел революцию. Вскоре за преступления он был арестован, но бежал. Избежав трибунала, долго отсиживался под чужой фамилией, в 23 году вернулся в свою станицу, где стал учительствовать, но злобу затаил на новую власть. Яков Лукич Островнов – зажиточный крестьянин, дом которого становится убежищем для врага Половцева, бывшего его командира. Яков Лукич показан грамотным хозяином, который трудился день и ночь, чтобы нажить все то, что имел на хуторе. Кукуруза у него первая в хуторе, урожай лучше всех, он знал как лучше посеять, когда собирать урожай, какие семена использовать. Он даже имел почетную грамоту от окружного управления. Конечно, отдавать все свое хозяйство в колхоз и делиться с беднотой он не хотел. Он становится вредителем в колхозе по совету Половцева. Островнов изображается трусливым ничтожеством, заискивающим перед Половцевым и Лятьевским. Соучастие в зверском убийстве Хопровых бледнеет перед новым страшным преступлением – умерщвлением собственной матери. Он враг, поэтому приговор писателем вынесен. Половцев и Лятьевский в злобе огрызаются,но их заговор провалился, и возврата к прошлому нет. Шолохов показывает их как людей с опустошенными душами, объединенных лишь безудержной общей для них ненавистью к народу, к власти этого народа.
В рассказе о столкновениях человеческих судеб, в описаниях картин природы, в диалогах героев – всюду поражает богатство народной речи, которым с таким знанием и талантом пользуется Шолохов. Речь Давыдова и Нагульнова богата пословицами и поговорками, она выразительна и понятна людям. Часто описания природы помогают лучше понять образ героев, их переживания. Мир животных – отражение мира людей, поэтому автор часто описывает животных, любовь к ним крестьянина, через них проявляется человеческая сущность многих персонажей. Большое место в романе отводится юмору, он позволяет вскрыть внутреннюю поэзию героев, на фоне больших и серьезных дел мы можем всмотреться и в другие стороны жизни.
Заканчивая реферат, я хочу подвести итог всему, что я написал и узнал, прочитав зти два романа. Если бы мои знания о коллективизации я почерпнул только на уроках истории, я бы узнал о документах партии, о годах коллективизации, о результатах и методах, которыми она проводилась. Это были бы сухие факты и цифры.
Прочитав художественные произведения, я пропустил этот период нашей истории через свое сердце, лучше почувствовал это время, постарался понять почему так получилось, ведь хотели как лучше., мотивы к принятию политики коллективизации мне понятны, но как пошел этот процесс – ужасает.
Сколько погибло трудолюбивых крестьян, знания которых так пригодились бы в обустройстве деревни, какие страдания выпали на долю их детей. Однозначно оценить процесс коллективизации в наше время трудно. Можно понять и тех кто создавал колхозы, и тех кто пострадал в этой кампании. Эти романы не дают однозначный ответ. Я считаю, что роман « Мужики и бабы» Можаева показывает только разгул бесовщины, действия враждебных народу полумистических сил, и если бы коллективизацию осуществляли только такие силы, она бы не состоялась. Роман производит тяжелое впечатление, так как Можаев слишком одноэначно плохо относится к идеи коллективиэации, описывает только нелюдей среди активистов, действия которых были направлены против всех крестьян. Жиэнь в романе нарисована только черными красками. Шолохов, как мне кажется, более объективно и ярче, а главное зорче видит проблему коллективизации, как это и не странно. В « Поднятой целине», описывающей те же события, мы ощущаем общественный фон, психологическую атмосферу, при которой стало возможным то, что неисчислимые беды и страдания народу принесли люди плоть от плоти и кровь от крови народной, люди чистейших идеалов, готовые жизнь отдать за народное счастье. Я с большим удовольствием читал «Поднятую целину» Шолохова В описании нескольких месяцев из жизни хутора Гремячий Лог Шолохов талантливо передал и героику происходящего и трагизм времени, благодаря художественным средствам писатель создал замечательные образы и коммунистов и крестьян Мы, несмотря на общий отрицательный подход к насильственной коллективизации, к жутким последствиям, к которым она привела, нравятся и Давыдов, и Нагульный за их чистые души, честность, даже за их фанатизм, с которым они трогательно верят в мировую революцию. Они могут сейчас казаться наивными, необразованными, но они, люди суровых лет, мужавшие в боях и отдавшие себя целиком борьбе за свои революционные идеалы, они ничего не делали ради корысти. Как сейчас не хватает многих их качеств современным политикам. В лирическом отступлении Шолохова как бы прорывается любовь автора к своим героям: «..Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака…Вот и все.» Мне очень жаль, что погибают эти герои, так полюбившиеся мне.
Библиография.
1.Детская знциклопедия. История России 20 век.
2.. Можаев. Б А. “ Мужики и бабы”.
3. Павловский . П.И. “Творчество Шолохова. Сборник статей “.
4. Солженицин А И. “ Архипелаг ГУЛАГ “.
5. Конквст Р . “ Жатва скорби “ : Советская коллективизация и террор голодом.
6. Шолохов М.А. “ Поднятая целина”.
.