Смекни!
smekni.com

Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо" (стр. 1 из 2)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

РЕФЕРАТ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ: Поэтизация труда в романе Д. Дефо “Робинзон Крузо”

МОСКВА, 1996г

План:

1 . Введение

2. Труд в романе Д.Дефо - сфера удивительного и радостного

3. Труд как (фактор воспитания и испытания человека

4. Религиозно-этические начала как основа поэтизации труда в романе Д.Двфо

5. Заключение

6. Литература по теме

Введение

Роман английского писателя Данизля Дефо /1660 * 1731 гг./ "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо..." по праву принадлежит к числу наиболее читаемых про­изведений мировой литературы. Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей англий­ского романа эпохи Просвещения, высоко оценивающих вклад пи­сателя в развитие национальных традиций жанра и всей западно­европейской беллетристики. Даниэль Дефо был одним из тех авто­ров-просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа Х1Х-ХХ вв..

Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествиям - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа ; "Нераскрытые земли". Однако не только тематика, но и - прежде всего - способ ее раскрыйия до сих пор влекут читателей к этой книге. Занима­тельность ее заключается в авантюрной, поэтизированной "при­роде" основной сюжетной линии романа. "Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным..." , -писал французский философ Яан Жак Руссо в педагогическом трак­тате "Эмиль, или 0 воспитании".

Способ Д.Дэфо - поэтизация действительности, окружающей его героя на острове, оптимистическое, "боговдохновленное"отношение Робинзона Крузо ко всему, что доводится ему пережить. Поэтика, таким образом, является элементом литературно-эстетических взглядов автора, характерных для первых романистов эпохи Просвещения. На современном этапе развития отечественно­го литературоведения анализ поэтики выдающихся писателей, к числу которых, безусловно, принадлежит и Д.Дефо, рассматрива-ется как один из важнейших методов научного исследования,[2]

Целью настоящей работы является описание некоторых осо­бенностей художественного метода Даниэля Дефо, в частности, поэтизации, на примере отношения к труду Робинзона Крузо . Анализ текста романа позволит также выявить неразрывную связь творчества Дефо с литературными традициями и философско-этиче­скими взглядами эпохи Просвещения. 3 работе будут также сопоставлены взгляды на труд Д.Дефо, как автора-просветителя, и некоторые другие философские концепции отношения к труду.

Труд в романе "Робинзон Крузо" -сфера радостного и удивительного

Даниэль Дефо, каквеликий писатель, расширил для потом­ков границы эстетического восприятия действительности, нашел свою сферу странного и удивительного, что во многом предопре­делило успех его произведения. "Удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо про­извести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба"[3],- размышляет Робинзон Крузо.

Понятно, что совокупность всех этих "мелких работ" и есть труд, в данном случае предподнесенный, прежде всего, как вынужден­ная, насущная необходимость для выживания на необитаемом ост­рове. Но тяготит ли она героя? Поразительно, но не смотря на прямые указания автора на то, что "оказавшись в самых перво­бытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Ддя создания положитель­ного эффекта Д.Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уров­ня физического на уровень духовный.

Чем, собственно, занимался Робинзон на необитаемом ос­трове? В первую очередь, разумеется прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения- приключения, связанные с делами самы­ми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устрой­ством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз. Так, пролив­ные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вы­нуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным ра­ботам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.

В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по ос­воению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоциональ­но изобразить эволюцию трудовых навыков , апеллируя к фактам:

"...после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у ме­ня получилось только две больших безобразных глиняных посуди­ны..."[4] Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился поч­ти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы". Но глав­ное в представлении труда для Даниэля Дэфо даже не сам резуль­тат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удов­летворения от создания собственных рук, от преодоленных пре­пятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку," - сообщает Робинзон.[5] То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.

Таким образом, именно изобретательность лежит в осно­ве поэтизации труда у Дефо. Отказываясь отчасти от традиций литературной игры, бывшей во времена писателя непреложным за­коном литературной прозы, Дефо, тем не менее, подсказывает: даже если перед читателем вымысел - игра, то не следует его отвергать, если он правдив и содержит "хорошую мораль". Мо­раль в данном случае - радость и удивление, источником кото­рых является труд.

Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека

Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, объектом исследования которого становится чело­век как "общественное животное". Согласно общеизвестной фило­софской концепции о труде, именно труд создал человека, выде­лив его из мира животных. Человек тем и отличается от живот­ного, что последние приспосабливаются к природе, а человек преобразует ее, приспосабливая к себе. Цель эксперимента, пред­водимого Д.Дефо, - определить нравственный потенциал челове­ка, творческие возможности его рук и разума, реальность усо­вершенствования общества. Эксперимент подразумевал аналитиче­ское исследование природного /"животного"/ в человеке и социа­льного /"общественного"/, приобретенного в процессе взаимо­действия с другими людьми. Дефо выделяет две стадии экспери­мента - воспитание и испытание человека, которые мы попытаем­ся рассмотреть в более узком смысле - как фактор воздействия и побуждения к труду.

С точки зрения познавания воздействия труда на личность и, в свою очередь, воздействия трудовых усилий человека на окружающую действительность наиболее занимательна первая часть романа "Робинзон Крузо", в которой герой в одиночестве осваи­вает первозданный мир. Постепенно Робинзон овладевает искус­ством лепить я обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, осно­ванных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспиты­вать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Иоследователи творчества Д.Дефо полагают, например, что длительный процесс освоения Робинзоном гончарного мастерства символизи­рует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы. И, если исходное духов­ное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всег­да способного найти повод "возблагодарить Провидение".

Ддя Дефо как воплотителя идей раннего Просвещения роль труда в освоении природы человеком неотделима от духовного со­вершенствования героя, от познания природы через разум. Ориен­тируясь на Дж.Локка - основоположника английского деизма, Де­фо показывает, как через опыт, с помощью труда рук и разума Робинзон, бывший пуританин-мистик, приходит к цельной деистичекой концепции мироздания. Исповедь героя показывала, что после этого стало возможным покорение природы разумным Робин­зоном, которое автор изображает не как физическое освоение ос­трова, а как познание разумом законов природы. В результате вместо хищнической погоней за удачей, которой хотел заняться молодой, побуждаемый духом времени Робинзон, тот Робинзон, что оказывается на Острове Отчаяния, всего добивается своим трудом и возвращается домой - спустя тридцать пять лет - коммирсантом - предпринимателем.