Содержание
1. Права человека и гражданина: отечественная и международная практика
1.1 История формирования прав человека
1.2 Структура прав человека и гражданина
1.3 Основные и иные права человека и гражданина
1.4 Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
1.5 Деятельность института Омбудсмена в России
1.6. Заключительная часть: Реализация прав и свобод в России
2. Решение задач
Список используемой литературы
1. Права человека и гражданина: отечественная и международная практика
1.1 История формирования прав человека
Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире - основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать ее и возвращаться. Признается право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестве достойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясь неограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Ее права, свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации, договоры, пакты, хартии, конвенции) и в национальном законодательстве (Конституция страны, законы, подзаконные акты).
Права человека и гражданина утвердились в их современном виде не сразу. Процесс их становления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Само возникновение категории «права человека» было невозможно ни в государствах Древнего Востока, ни при рабовладении, ни при феодализме. Лишь с массовым возникновением наемного труда, освобождением личности от феодальной зависимости человечество вышло на новый этап развития. В период кризиса феодализма передовые мыслители боролись за свободу частной собственности, свободу передвижения, духовную свободу личности (свободу совести, мысли и слова), за создание выборных законодательных органов, равного для всех правосудия. У истоков признания прав и свобод стояли выдающиеся политики и мыслители и мыслители: Г. Гроций (1583-1645) в Голландии, Д.Локк (1632-1704) в Англии, Вольтер (1694-1778), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, И. Кант (1724-1804) в Германии, Т. Джефферсон (1743-1826) в США, С.Е. Десницкий (1740-1789), А.Н. Радищев (1749-1802), М.М. Сперанский (1772-1839), декабрист П.Я. Чаадаев (1794-1856) в России.
В процессе осмысления прав, свобод и их границ в XVII— XVIII вв. сформировались три теории их обоснования, сохранившиеся до настоящего времени. Теологическое учение признает человека божественным творением, на свободу которого не может посягать государственный деспотизм. Теория естественного права опирается на сам факт принадлежности человека к сообществу себе подобных. В основе неотъемлемых прав и свобод человека современная демократия провозглашает человеческое достоинство. Историческая теория прав человека связывает свободу личности с развитием экономических, политических, социальных и идеологических закономерностей общества. Обладание гражданством конкретного государства обогащает права человека, дает им более эффективную защиту. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую, связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Однако реально может обеспечить права и свободы граждан только то государство, которое утвердилось на основе права и демократии.
Государство, признав в своей конституции права человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Признание прав человека и гражданина означало исторически новое положение личности в обществе и государстве. Обязанности государства уже распространялись не только на своих граждан. Единство прав человека и гражданина предполагает, что граждан другого государства и лиц, не имеющих гражданства, нельзя рассматривать как бесправные личности: они пользуются всеми правами и свободами, за исключением тех, которые принадлежат только гражданину данного государства.
В истории воплощение требований прав и свобод человека в законах и их соблюдение государством сопровождалось длительной борьбой и социальными потрясениями, первоначально - антифеодальными революциями в Голландии и Англии (XVII в.), Франции (1789 —1794), в борьбе за государственную независимость и свободу.
В новых государствах утверждались идеи свободы и равенства всех людей, закрепление прав и свобод человека и гражданина: свобода собственности, торговли и предпринимательства, свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности и т. п. Эти идеи получили свое закрепление в новых декларациях и конституциях, биллях о правах, которые должно соблюдать и охранять новое буржуазное государство.
Наиболее влиятельной считается Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. во время Великой французской революции. В Декларации были сформулированы личные и политические права, демократические принципы отношения личности и государства. К ним относились свобода совести, свобода слова и убеждений. Конкретизировалось право на личную безопасность запрещением необоснованного обвинения, незаконного задержания, установлением права на защиту. Наказания устанавливались лишь в силу закона. Каждый "предполагается невиновным, пока не установлено обратное, а в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом" (ст. 9 Декларации).
Декларация провозглашала, что "собственность есть право неприкосновенное и священное" и "никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости, и при условии справедливого и предварительного возмещения". Декларация закрепляла политические права гражданина. За гражданами признавалось право участвовать в выборах парламента, лично или через своих представителей - в законотворчестве, хотя в тот период признавался высокий имущественный ценз и право избирать распространялось лишь на взрослое мужское население.
Принципы и нормы этого документа оказали влияние на конституционное творчество стран в последующее время. Вместе с тем объем прав, утвержденных в период первых антифеодальных революций, с развитием нового общества был признан недостаточным. Капитализм в период своего становления характеризовался ничем не ограниченной эксплуатацией наемного труда (14—16-часовой рабочий день, эксплуатация труда малолетних детей, женского труда). XIX век стал эпохой осознания новых социальных прав, основными из которых стали право на труд и ограничение рабочего дня. Эти права ассоциировались с правом на жизнь. Такой была с начала XIX в. позиция рабочего движения в Англии, требовавшего новой хартии прав и поэтому названного "чартизмом" (от англ. charter — хартия, устав). Программа социалистического рабочего движения, в котором действовали партии разных направлений, также требовала преобразования капитализма в Западной Европе, России, США. В XIX в. понятия "социалистический" и "социальный" имели в основном одинаковое значение, но борьба за расширение декларации прав была неотделима для социалистов от требований всеобщего избирательного права. Идея социальных и избирательных прав также поддерживалась мыслителями и политическими деятелями, не разделявшими социалистические доктрины, но стремившимися реформировать капитализм. Среди них экономисты А. Смит и Д.С. Милль, философы Г. Гегель, Г. Спенсер, российские мыслители А.Н. Радищев, B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев.
Борьба за социальные права (право на труд, забастовки, коллективные договоры, организацию профсоюзов, пособия по безработице) привела к определенным результатам лишь в XX в. Одновременно утверждалось всеобщее прямое тайное избирательное право.
Революционные потрясения и мировые войны первой половины XX в. привели демократическое мировое сообщество к пониманию того, что попрание прав и свобод личности ведет к историческим катастрофам.
Организация Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней признавалось, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, возмущающим совесть человечества". Содержание этого демократического документа было углублено и конкретизировано принятыми 16 декабря 1966 г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах1.
Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о правах отразили новые подходы к правам, свободам и обязанностям личности во второй половине XX в. Расширился принцип равноправия как равенство в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, религиозных верований. Был признан также новый по сравнению с XVII—XIX вв. принцип "социальной справедливости", утвердивший обязанность государства обеспечить права граждан на определенный минимальный уровень заработной платы, пенсии по старости, пособия по безработице, общедоступное образование, медицинское обслуживание. Принцип социальной справедливости изменил отношение к частной собственности. Во многих обновленных конституциях, принятых во второй половине XX в., признано, что собственность налагает ответственность, ее использование не должно причинять ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.
На основе Всеобщей декларации прав человека в 70-90-е годы принят ряд международных документов (конвенций, деклараций), утверждающих и защищающих личность с учетом ее природных свойств и признаков. В них защищены права женщин, национальных групп, составляющих меньшинство в отдельной стране (права национальных меньшинств), права ребенка.