Смекни!
smekni.com

«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Много дум я втишине продумал,

Много песен про себя сложил...

С. Есенин

В поэмах истихотворениях С. Есенина за стро­ками, полными радости и грусти, нам открывает­сяистинно русский поэт, как будто рожденный и взлелеянный самой матушкой-землей,беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу. Перед нами предстаетсамобытная и интересная лич­ность с чертами необычного характера, драматиз­момпереживаний, чистотой стремлений и песенностью ее чувствований. Будто быпредугадывая свой преждевременный уход, Есенин кратко опи­сал свою жизнь встихотворении «Мой путь». Строка «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»позволяет нам увидеть весь жизнен­ный путь поэта, ибо в своих стихах онпредстает перед нами открытым и предельно искренним.

Есенин ввоспоминаниях часто возвращается в деревню:

Избакрестьянская,

Хомутный запахдегтя,

Божница старая,

Лампады кроткийсвет.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущеньядетских лет.

Как хорошо, чтосберег! Иначе бы не вышли из-под пера его строки песенного стихотворения«Матушка в Купальницу по лесу ходила»:

Родился я спеснями в травном одеяле.

Зори меня вешниев радугу свивали.

Они открылись емуодновременно — песни и природа. «Родился я с песнями», — сказал поэт. В самомделе, песня была постоянной спутницей жизни Есениных. Раннее знакомство Сергеяс на­родной лирикой (пели у них в доме все) выработа­ло у будущего поэтаопределенный эстетический вкус и дало толчок к развитию его таланта именно влирическом направлении. «Эх, песня, песня! Есть ли что на свете чудесней?» —выплеснется позже в стихах Есенина. Вспоминая детство, поэт так скажет о себе всборнике стихов «Москва ка­бацкая»:

Худощавый инизкорослый,

Средь мальчишеквсегда герой,

Часто, часто сразбитым носом

Приходил я к себедомой.

Мальчишеская удаль, беспокойный и гордый характер, считалпоэт, наложили определенный отпечаток на его стихи:

И теперь вот, когда простыла

Этих днейкипятковая вязь,

Беспокойная,дерзкая сила

На поэмы моипролилась.

«Когда империявела войну с японцем», «тогда впервые с рифмой я столкнулся», — вспоминал поэтв стихотворении «Мой путь». В то время ему исполнилось девять лет, и он сказал:«Коль этот зуд проснулся, всю душу выплещу в слова». Уже в пятнадцать лет С.Есенин мечтал о том, чтобы стать «известным и богатым» поэтом и ему будет«памятник стоять в Рязани...».

В 1912 годуЕсенин переехал в Москву, где по­сещал занятия литературно-музыкального круж­ка.Но в Москве Есенина почти не печатали, и в марте 1915 года поэт появляется вПетрограде со­всем таким, каким был герой его поэмы «Страна негодяев»:

Веселым парнем,

До костей весьпропахший

Степной травой,

Я пришел в этотгород с пустыми руками,

Но зато с полнымсердцем

И не пустойголовой.

Правда, появился он в тогдашней российской столице не спустыми руками: привез стихи. А. Блок первым открыл талант С. Есенина, пер­вымуслышал «песни души» рязанского поэта и сразу признал его. А главное — ввелЕсенина в большую литературу, о чем поэт сказал:

Мечтательсельский —

Я в столице

Сталпервокласснейший поэт.

В Москве жизньсвела поэта с людьми самых разных умонастроений. Попал он и вдворянско-буржуазные круги, которые вскоре стали тяготить Есенина. Он пишет: «Ивот в стихах моих забила в салонный вылощенный сброд мочой рязанская кобыла».

Со страниц первойкниги стихов «Радуница», поэм «Русь», «Марфа Посадница», повести «Яр»,написанных Есениным в предреволюционные годы, вставала Русь, обильная и убогая,сильная и немощная, радостная и печальная. Как бы отве­чая всем тем, кто хотелего поэзию увести от глав­ного — служения Родине, еще в 1914 году он писал:«Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая,дайте родину мою». Любовь Есенина к Родине, ненависть к войне, несущей горе истрадания людям, тяготе­ние к передовым общественным силам и идеям, к реализмув искусстве — все это помогало поэту найти свой путь в литературе. С большойнадеж­дой он ожидал чуда для своей страны: «О, Русь, взмахни крылами...»

Вселенский,космический характер насту­павшей эпохи, отразился во многих есенинских стихахпервых революционных лет: «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Инония», «Пре­ображение»и др. В «Моем пути» Есенин пишет так: «На смену царщине с величественной силойрабочая предстала рать». Но поэт не мог понять и принять жестокость революции.Недаром он при­знавался, что принимал ее по-своему, «с крестьян­ским уклоном».В «Письме к женщине» Есенин вспоминал о своем настроении в годы «бурь и вьюг»:«В развороченном бурей быте с того и му­чаюсь, что не пойму — куда несет насрок собы­тий».

Страну,охваченную революцией, он сравнивал с кораблем во время бури. Немного былотаких, «кто крепким в качке оставался». Он пишет в сборнике стихов «Москвакабацкая»: «И я скло­нился над стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себясгубить в угаре пьяном». Его «кабацкие на­строения» поддержали имажинисты.Однако поэ­тика имажинистов сразу же вызвала сомнения Есенина, потому что онивыступали против какого бы то ни было проявления национальных тради­ций, но ихбыт, разгульный и разудалый, надолго затянул поэта.

Немаловажную рольв творчестве Есенина сыг­рала его поездка в Западную Европу и США с мая 1922 поавгуст 1923 года. В этой поездке Есенин сопровождал Айседору Дункан, с которойони по­женились незадолго до отъезда. У них было много общего. Они ненавиделибыт буржуазной Европы и Америки и мечтали о немедленном преображении мира инаступлении «мужицкого рая» с иде­альными взаимоотношениями между людьми.

После поездки зарубеж Есенин прожил недол­го, около двух с половиной лет, но создал за этовремя немало. Новые поэтические строки отлича­лись большой глубиной имногогранностью, что свидетельствовало о новом взлете есенинского та­ланта. Былсоздан цикл «Персидские мотивы» после поездки на Кавказ, большие поэмы «Песнь овеликом походе» и «Анна Снегина». В конце «Моего пути» Есенин восклицает:

Ну что же?

Молодость прошла!

Пора приняться мне

За дело,

Чтоб озорливаядуша

Уже по-зреломузапела.

Но для того чтобызапеть «по-зрелому», по-но­вому, необходимо было отмежеваться от всего не­здорового,что тяготило многие годы.

Есенин создает новый вариант поэмы-реквиема «Черныйчеловек» и отдает в журнал «Новый мир». Он ложится в клинику, чтобы подлечитьрасшатанные нервы и отдохнуть. В стихах конца 1925 года сквозь образ метели,как подснежник ранней весной, пробивает себе дорогу светлая ра­дость бытия:

Пусть сердцувечно снится май

И та, чтонавсегда люблю я.

Уход из жизниСергея Есенина до сих пор не разгадан. По этому поводу существует много ле­генд.Однако одно неоспоримо — литература поте­ряла величайший талант: «Сергей Есенинне столько человек, сколько орган, созданный приро­дой исключительно дляпоэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому вмире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком» (М. Горь­кий).